пятница, 22 апреля 2011 г.

Национальные духовные ценности. Классика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Уважаемые библиотекари!

Предлагаемая программа «Национальные духовные ценности. Классика» многолетняя, рассчитана до 2014 года, что позволит решать долговременные задачи и строить работу с привлечением широкого круга заинтересованных организаций: школ, домов культуры, музеев, музыкальных школ, прессы и др.

Тематика программы созвучна той большой работе, которая сейчас проводится в стране и в нашей области по продвижению книги и чтения, возрождению духовного наследия.

Предложенные мероприятия планируйте проводить с ориентиром не только на детскую и юношескую аудиторию, но и со взрослым населением. При работе с программой сами выбирайте путь ее реализации и сроки. Можно работать по разделам, например, в первый год - Фольклор, второй - Древнерусская литература и т.д.; или ежегодно - часть мероприятий из раздела Фольклор, часть из раздела Древнерусская литература и т. д.

Обращаем внимание, что работа по программе должна строиться целенаправленно, т. е. в комплексе, не берите из нее в план работы библиотеки отдельные мероприятия. Только тогда Вы сможете достичь тех целей и конечных результатов, которые перед Вами по­ставлены.

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.КЛАССИКА».

ПРОГРАММА

Наименование программы: «Национальные духовные ценности. Классика».

Разработчик программы: Уралова А. Г., главный библиотекарь отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ

Исполнители: Муниципальные библиотеки области.

Сроки выполнения программы: 2009-2014гг.

Цели:

Содействовать продвижению чтения лучших образцов русской классики, привлекать к чтению население различных социальных групп и возрастов;

развивать культуру чтения классической литературы, творческого воображения через библиотечные формы работы;

формировать круг чтения, воспитывать художественный вкус, умение лучше ориентироваться в потоке художественной литературы.

Основные задачи:

приобщение читателей к лучшим достижениям отечественной культуры и литературы;
расширение представлений о богатстве, своеобразии, основных этапах развития классической литературы;

воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к национальным традициям;

приобщение читателей к миру прекрасного, формирование эстетических идеалов, создание комфортных условий для развития и проявления творческих способностей;

расширение кругозора, воспитание культуры чтения;

вовлечение в процесс чтения для формирования полноценной и духовно богатой личности;

воспитание нравственных норм поведения посредством книги у различных групп пользователей;

внедрение нестандартных форм приобщения к книге с использованием современных технологий;

Ожидаемые конечные результаты:

продвижение чтения как фактора развития личности;

возрождение интереса к классике, новое ее прочтение;

создание комфортной среды для общения и духовно-нравственного развития читателей;

распространение знаний по классической литературе;

воспитание привычки читать как важной жизненной потребности;

совершенствование организации библиотечного обслуживания населения;

активизация библиотечного фонда;

создание банка данных по теме «Национальные духовные ценности. Классика»;

совершенствование культуры книжных выставок

расширение кругозора библиотекарей.

Система контроля за выполнением программы: годовые отчеты ЦБС области о работе по программе в ПОУНБ.

Обоснование программы.

Наступил XXI век. За две тысячи лет русская культура накопила огромные духовные ценности, которые занимают важнейшее место в жизни любого народа. Интерес к истокам отечественной культуры ведет к познанию и сохранению ее сокровищ. По мнению академика Д. С. Лихачева, если и есть вечное в духовной области, то это красота и нравственность. Эти черты всегда были присущи и классическим произведениям русской культуры.

Не утрачена красота многих русских былин, народных лирических песен; к классике относятся и "Слово о полку Игореве ", и поэзия Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета, Блока, проза того же Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова; музыкальные произведения, живопись.

Классика - это то, что остается постоянным в мире культурных традиций, продолжает участвовать в жизни культуры. Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современными и для нас.

Знание произведений русской классики, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство являются одним из обязательных условий образованности. В возрождении интереса к классике, духовном развитии личности не последняя роль принадлежит и библиотекам.

В целях содействия интеллектуальному, эстетическому развитию читателей, расширения их кругозора и разработана программа «Национальные духовные ценности. Классика».

Эта программа может быть включена в комплексную программу развития и сохранения культуры как один из ее блоков.

Пути реализации программы:

I. Маркетинговая деятельность.

II. Организация работы с книжным фондом.

III.Информационно-библиографическая работа.

IV. Методическое обеспечение.

V.Основные мероприятия по реализации программы.

VI.Материально-финансовые затраты на реализацию программы (каждая ЦБС составляет свою смету).


I. Маркетинговая деятельность.
Мониторинг читательского спроса, изучение контингента читателей классической литературы – ежегодно.
Анкетирование читателей по чтению классики - ежегодно

Организация работы по продвижению чтения и пропаганде лучших образцов русской классики, используя различные методы рекламы мероприятий (афиши, программы, листовки, пригласительные билеты и т.д.), в том числе через средства массовой информации.

II. Организация работы скнижным фондом.

Осуществлять изучение состава и использование фонда классической литературы .

Раскрывать фонд русской классики, используя различные методы и формы.

Проанализировать состояние фонда древнерусской, художественной классической литературы, книг по искусству.

Обеспечивать пополнение комплектования фондов с учетом изменения читательских потребностей, изменения школьных программ по литературе.

Комплектовать фонд нетрадиционными носителями информации.

Выделить «ядро высокохудожественных классических произведений» для рекомендации читателям.

Создавать тематические комплексы в фонде открытого доступа, тематические стеллажи: Фольклор, Древнерусская литература, Литература 18 века, "Золотой век русской литературы (19 век), Серебряный век русской поэзии, Русское зарубежье и др.

Совершенствовать культуру книжных выставок.

Информационно - библиографическая работа.

Подготовка и издание библиографических списков по актуальным темам программы.

Создание банка данных по теме «Классика».

Методическое обеспечение.

Разработка и подбор методических материалов для обеспечения реализации программы методистами ЦБС, оформление и ведение накопительных папок сценариев, инсценировок, тематических папок-накопителей; использование материалов СИКИ ПОУНБ, ОБДЮБ, Календаря знаменательных дат (ПОУНБ).

Список методических разработок, имеющихся в фондах областных библиотек:

«Ласковое слово, что солнышко в ненастье» (фольклор) (ОБДЮБ);

«К мудрости – ступенька» (фольклор) (ОБДЮБ);

«Домострой» - музыкально - литературная композиция (ОУНБ);

«Возвращение к истокам» (об иконописном искусстве) (ОУНБ);

«Край родной, навек любимый» о псковских иконах, фресках) (ОБДЮБ);

«Дорога к храму» (из истории монастырей Псковской обл.) (ОБДЮБ);

«Искусство Святой Руси» (ОБДЮБ);

«Неистовый Аввакум» (вечер-портрет) (ОУНБ);

«Псковичи-участники войны 1812 года» (ОБДЮБ);

«Веселое лукавство ума» (о Крылове) (ОУНБ);

«Художник мысли и слова» (И.С. Тургенев) (ОУНБ);

«Я встретил Вас...» (женщины в стихах и жизни Пушкина, Лермонтова, Некрасова) (ОУНБ);

« П. И. Чайковский» (ОБДЮБ);

«Я посвященный от народа» (о Клюеве) (ОБДЮБ);

«Лауреаты Нобелевской премии» (Бродский, Бунин, Шолохов) (ОБДЮБ);

«Серебряный век в русской поэзии» (ОБДЮБ);

«Ветвь единого дерева» (литература русского Зарубежья. Третья волна) (ОБДЮБ);
«Мир поэта» (о Пастернаке) (ОБДЮБ);
«Испытание на человечность» (о Булгакове) (ОБДЮБ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу