вторник, 31 мая 2011 г.

Модельный стандарт как компонент социальных нормативов: анализ соответствия деятельности муниципальных библиотек области. По результатам исследования

«Россия опасна мизерностью своих потребностей» (Отто Бисмарк)
Для того, чтобы определить уровень потребностей в библиотечном обслуживании населения был разработан «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», он был принят конференцией Российской библиотечной ассоциации на VI ежегодной сессии в 2001 году (г. Саратов). Стандарт заложил первый камень в фундамент новой нормативной правовой базы деятельности публичных библиотек.
С его появлением в России впервые поставлен и решен вопрос о необходимости и целесообраз¬ности создания общественно-про¬фессиональных библиотечных стандартов, кодексов, норм, руководств.

Основная идеология «Модельного стандарта...» — всестороннее отражение принципа доступности библиотечного обслуживания, создание условий для обеспечения всем категориям граждан доступа к знаниям, к информации и культуре, а именно:

• условия пространственной и физической доступности библиотеки (требования к ее размещению, режиму работы, комфорту и удобст¬ву пользования через организацию пространства библиотеки и ее оборудование);
• условия интеллектуальной и информационной доступности библиотеки (требования к полноте и обновляемости библиотечного фонда и справочно-библиографического аппарата, к качеству и адресности библиотечных услуг, обогащению информационных ресурсов за счет сетевого взаимодействия, к организации и оформлению внутрибиблиотечного пространства);
• условия психологической доступности (требования к уровню профессиональной подготовки библиотекарей, к организации взаимодействия с местным населением и общественностью, другими организациями и институтами).

«Модельный стандарт деятельности общедоступной муниципальной библиотеки Псковской области» был принят в 2006 году. Это нормативно-правовой документ для минимального обеспечения нормальной деятельности библиотек и новый механизм управления как внутри самой библиотеки, так и во взаимодействии со внешней средой.

Создание «Модельного стандарта» - результат коллективных усилий профессионального сообщества Псковской области. При его подготовке был учтен опыт зарубежных и российских коллег (Республика Карелия, Пермская, Свердловская, Пензенская области) по подготовке подобных документов. Проведен анализ деятельности библиотек области за несколько лет на основании отчетных документов и экспертно-диагностических оценок деятельности (в течение 5 лет проведены оценки 18 библиотечных объединений), проведена паспортизация библиотек области.

Документ носит рекомендательный характер (в соответствии с федеральными законами ФЗ-184 «О техническом регулировании» и ФЗ – 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», Законом Псковской области «О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов». Разработчики стандарта с самого начала настаивали на том, что с этим документом следует активно работать.

В «Модельном стандарте» зафиксированы функции и объемные показатели библиотеки как учреждения, обеспечивающего свободный доступ к информации через качественное предоставление услуг.

На первый взгляд документ может показаться «заоблачным» или наивным, так как выражает стремление к некоторому идеалу. Мы хотели установить планку, к которой библиотеки должны стремиться.

Содержание документа позволяет достаточно гибко использовать его рекомендации по отдельным разделам и показателям, более рационально планировать развитие библиотек.

Используя рекомендации «Модельного стандарта...», каждая публичная библиотека получила средство систематического осмысления, самоанализа, самооценки разных сторон своей деятельности — и общего, и частного характера.

Любые преобразования, изме¬нения привычных ориентиров библиотеки требуют анализа не только внешней среды, но и внутренней организации, включая оценку ре¬сурсов, их соответствия возникаю¬щим или повторяющимся потребностям.

В январе-феврале 2009 года мы провели мониторинг на соответствие деятельности муниципальных библиотек области «Модельному стандарту муниципальной библиотеки Псковской области». В исследовании приняли участие все 26 муниципальных образований области.

При разработке «Модельного стандарта» мы старались ответить на вопросы: «Кто? Что? Для кого?». Таким же образом мы поступили при проведении исследования на соответствие Модельному стандарту.

Персонал библиотеки напрямую влияет на качество ее работы. Соответственно, первая часть исследования касалась персонала библиотек.

Библиотечное обслуживание в Псковской области обеспечивают 1093 библиотечных работника, в том числе 893 – в муниципальных библиотеках.

В «Модельном стандарте» даны рекомендации по расчету штатной численности библиотек на основе «Межотраслевых норм времени» (разработаны Центральным бюро нормативов по труду Мин. труда и РГБ при содействии Мин-ва культуры). Нормами охвачены основные виды работ, выполняемых в библиотеке. В ряде библиотек проведен хронометраж и пронормированы основные процессы.

Исследование показало, что нормативная численность штатных работников в библиотеках не всегда выполняется. Так, например в ЦГБ им. Семевского г. Великие Луки при нормативе 126 работников, штат – 68, в Дедовичском районе при норме 54, штат – 39 и т.д.

При этом деятельность библиотек осуществляется в полном объеме. Великолукская районная библиотека при штате в 8 человек, отсутствия районной детской библиотеки, обслуживает детей. Каждому штатному работнику приходится выполнять обязанности 3-х и более штатных единиц.

В связи с оптимизацией многие библиотеки в 2008 году рассчитывали штатную численность исходя из выделенного фонда оплаты труда, поэтому приходилось сокращать отдельные штатные единицы как по районной, так и по сельским библиотекам, этот процесс продолжается и сейчас.

На 1.01.2009 года в сокращенном режиме работают 232 библиотеки (50%). В 2007 году в сокращенном режиме работали 44% библиотек.

Сельские библиотекари работают на 0,75, 0,5 и даже 0,25 ставки.

 2.2. В штате библиотек должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями для работы с отдельными группами пользователей и работы с различными видами документов, по определенным направлениям, внедрения и использования информационных технологий.

В библиотеках появились новые должности программистов, инженеров-электроников, операторов в ЦГБ г. Пскова и Великие Луки, Новоржевской и Печорской ЦБС, юрисконсульт в Великолукской городской библиотеке, специалист по правовой информации в Локне.

2.3. Персонал должен обладать навыками работы на компьютере и копировально - множительной технике. Обеспечение библиотек оргтехникой и средствами связи развивается достаточно быстрыми темпами, так, например, только количество копировально-множительных аппаратов в 2008 году увеличилось на 21,5%.

По данным паспортизации библиотек 20,2% сотрудников библиотек имеет навыки работы на компьютере. Исключение составляют Великолукская, Печорская, Дновская, Островская, Себежская районные библиотеки, где обучена большая часть сотрудников, в основном – специалисты районных библиотек. 14% сотрудников необходимо обучить - это сельские библиотекари, которые работают в перспективных библиотеках.

Из общего количества сотрудников муниципальных библиотек, специалистов с высшим образованием – 269 человек, со специальным средним (разным) – 528, в том числе с библиотечным - 301
Доля дипломированных специалистов с профильным образованием составляет – 40%.
В различных учебных заведениях заочно обучаются 35 человек (4 %).

По «Модельному стандарту» каждый работник муниципальной библиотеки 1 раз в 5 лет должен обновлять профессиональные знания по установленным программам.

По областной целевой программе повышения квалификации «Модернизация библиотек на основе менеджмента качества» с 2006 года прошли переподготовку все категории специалистов: директора, методисты и заведующие отделами обслуживания, комплектаторы, библиографы, 40 сельских библиотекарей). Только в 2008 году проведено 28 обучающих мероприятий. Обучено 496 человек (55,5%).

 2.5. В библиотеке обязательна реализация программы непрерывного профессионального образования, включая профессиональные творческие командировки.

Все муниципальные библиотеки Псковской области осуществляли повышение квалификации по утвержденным программам и планам.

Примеры успешных программ по обучению персонала:
• Программа развития коллектива библиотечных работников «Специалист 21 века: новые реалии» (ИКЦ Великолукского района);
• Программа библиотечной секции школы образования культработников (Бежаницкая ЦБС);
• «Специалист: образование, компетентность, новаторство» (Струго-Красненская ЦРБ);
• «Традиции, инновации, творчество» (Гдовский район);
• «Персонал-капитал и ресурс развития» (Красногородск).

Разработаны модульные программы обучения библиотечных специалистов: в «ЦГБ им. М.И. Семевского» на 2009 – 2010 гг. «Обучение длиною в жизнь» и «Библиотечный лицей – мастерская кадров» МУК «Культура и досуг» Невельского района.

 2.6.Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от общего бюджета библиотеки.

Не предусмотрены в бюджете средства, предназначенные на повышение квалификации в 12 муниципальных образованиях области, в 10 (Великолукский, Дновский, Невельский, Новосокольнический, Островский, Печорский, Пустошкинский, Себежский, Струго-Красненский районы) – предусмотрены.

В Опочецком районе, например, предусмотрено только 0,005%. В Гдовском и Пушкиногорском районах средства на повышение квалификации превышают норматив и составляют – 0,8%.
 2.7. Социальная защита. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту работников библиотек.

Социальные льготы для библиотекарей в виде дополнительного отпуска или материальной помощи предусмотрены в большинстве районов: так, библиотечные сотрудники 21 района в зависимости от стажа и занимаемой должности имеют от 3 до 14 дополнительных дней отпуска, либо получают к отпуску денежные выплаты в размере оклада.
В ряде библиотек дополнительные отпуска предоставляются наряду с материальной помощью в размере от половины до 2 должностных окладов (центральные районные библиотеки Великолукского, Гдовского, Красногородского, Невельского, Островского, Плюсского районов).
Разовые премии и выплаты пенсионерам, юбилярам и молодым сотрудникам предусмотрены в Плюсском и Великолукском районах.

В Пыталовском районе предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение топлива, 50% на оплату жилого помещения и 50% на оплату электричества.

Кроме того, в большинстве районов существуют доплаты в размере 50% за коммунальные услуги: Локнянский, Псковский, Куньинский, Палкинский, Пушкиногорский районы.

Библиотекарям Усвятского района выплачивается премия по итогам работы за год.

 2.8. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы. В библиотеке должна применяться система стимулирования работников.
По уровню оплаты наша область находится на 79 месте среди субъектов РФ.
Средняя заработная плата по области составляет по ЦРБ – 4960 рублей.
По сельским филиалам – 4142 рубля.

В 24 районах сотрудникам центральных районных библиотек в зависимости от стажа библиотечной работы ежемесячно выплачивается надбавка за стаж от 10 до 50 % (В Куньинском, Себежском, Плюсском, Островском, Палкинском районах от 10 до 30%).

На основании Решения Псковской городской Думы в целях социальной защиты библиотечные сотрудники ЦБС г.Пскова получали дополнительно к заработной плате надбавку – 55% и процентную надбавку за библиотечный стаж. В 14 районах выплачивается надбавка за методическую и координационную деятельность до 40%. Надбавка сельским библиотекарям составляет 25%.

Руководители 12 библиотечных систем получают персональные доплаты.

2.9. Кодекс профессиональной этики библиотекаря

В профессиональной деятельности библиотечный персонал руководствуется Кодексом профессиональной этики. 22 апреля 1999 года.
Руководство кодексом необходимо для регулирования взаимоотношений, для повышения престижа и значимости библиотечного труда, обеспечения профессиональной культуры библиотекаря.

Очень важно не только давать оценку и анализировать качество обслуживания, но и исполнение служебных обязанностей библиотекарями.

Внедрение новых информационных технологий в библиотеках предполагает особенную ответственность за распространение информации в обществе. Необходима защита конфиденциальной информации и персональных данных пользователей.

1. Ресурсы муниципальной библиотеки.

Основными характеристиками фонда библиотеки являются: разумный (оптимальный) объем, информативность (соответствие запросам пользователей), обновляемость.

3.1. По «Модельному стандарту» объем фонда муниципальной библиотеки формируется исходя из средней книгообеспеченности жителя: в городе 5-7 томов; на селе 7-9 томов.
Книгообеспеченность на 1 жителя в нашей области – 12,5, исключение - ЦГБ им. Семевского г. Великие Луки, где показатель - 5,8 и соответствует нормативу /по РФ – 6,7; по Северо-Западу – 8,9; в Архангельской области – 5,8/.

Во всех районах области показатель книгообеспеченности на жителя намного превышает норматив «Модельного стандарта». Примеры: в Куньинском районе – 30 книг, в Плюсском – 31, в Дновском – 28,7 и т.д.

Высокая книгообеспеченность связана с низкой обращаемостью фонда, его неактуальностью, невостребованностью.

На основе старых фондов возможно предоставление не более 25% услуг.

3.2. – 3.5. Фонд библиотеки должен систематически обновляться.
По муниципальным библиотекам на 1 тысячу жителей приходится – 234 книги (по 6-НК), действительно новых книг – 162 экз. /Норматив – 250/.
В Невельском районе - 51 экз., в Островском и в Псковском районах по 88 экз.
Норматив по новым книгам для детей – 100 томов.
Бежаницкий район – 246; Великолукский – 290; Пыталовский – 218; Себежский – 381; Гдовский – 699 экз. на тысячу жителей. Значительно ниже нормы: Палкинский район – 26; Струго-Красненский – 30.

В структуре фонда муниципальной библиотеки должно быть не менее 10% справочных и библиографических изданий.

Выше норматива фонд справочных изданий в библиотеках ЦБС г. Пскова и г. Великие Луки, в Бежаницкой ЦРБ – 15%, Дедовичской, Плюсской – 10%, Дновской, Новосокольнической – 13%. Приближаются к нормативу библиотеки Струго-Красненского района (9%), Невельского (8,5%), Великолукского района – 8%.

Самое плохое обеспечение справочными и библиографическими изданиями в Усвятском – 0,2%, Новоржевском и Красногородском – 1%, Гдовском и Островском районах– 2%.

Фонд на бумажных носителях должен быть дополнен доступом к электронным источникам информации.
3.5 Показатели для фонда изданий на современных носителях (аудио, - видео – CD-документы) 10 единиц на 1000 жителей.

Не имеют фонда изданий на современных носителях информации 10 районных библиотек. Приближаются к нормативу: ЦБС г. Пскова – 8,8; Дедовичи – 7; Красногородск – 5.
Соответствуют нормативу или превышают его: Великолукский и Новосокольнический районы – 15; Печорский – 60; ЦГБ г. Великие Луки – 9,4.

3.6. Объем фонда периодических изданий распределяется из расчета:

 Базовый комплект периодических изданий для районной (городской) библиотеки – не менее 150 названий, в т.ч. для сельских библиотек – 25-30.
Не соответствуют нормативу по этому показателю 98% центральных библиотек.
Самая низкая обеспеченность периодическими изданиями в Палкинском районе – 20 наименований (ЦРБ), 5 – село; Плюсском – 22 (ЦРБ), 19 – село; Усвятском – 25 (ЦРБ), 2 – село; Куньинском – 28 (ЦРБ), от 2 до 4 названий – село.
Приближаются к нормативу ЦГБ г. Пскова – 131 название периодических изданий (но прироста нет, наблюдается уменьшение); Островская ЦРБ – 130 (на селе – 27); Дедовичская ЦРБ – 134, на селе – 20; Опочецкая ЦРБ – 134, на селе – 7 названий.
Соответствует нормативу только ЦГБ г. Великие Луки – 154 названия.
Только в четырех районах области сельские библиотеки соответствуют нормативу по периодике (12%). Это сельские библиотеки Дновского – 35; Себежского – 41; Струго-Красненского – 29; Островского – 27 районов.
Минимальный норматив для сельской библиотеки-филиала: не менее 1 названия газеты и журнала региональной периодики.

По данным областного исследования «Краеведческая деятельность библиотек» газету «Псковская правда» для сельских филиалов выписывают в Печорской ЦРБ, в Струго-Красненском районе «Псковскую правду» получает и часть филиалов.

 3.7.- 3.8. Объем баз данных и электронного каталога. Один из основных показателей качества библиотечных услуг.
 Нормативы прироста – 20-30% в год.
Из 26 библиотечных систем в 21 ведутся электронные каталоги (ЭК). Не ведут ЭК Новоржевская, Палкинская, Порховская, Себежская, Усвятская библиотечные системы. Количество записей в ЭК муниципальных библиотек составляет 173,0 тыс. (+ 39 тыс.) Прирост – 29%
Объем собственных БД по муниципальным библиотекам 222,0 тыс. записей (+ 65 тыс.). Прирост – 41%.
Выполняют норматив прироста БД Невельский, Гдовский, Псковский, Струго-Красненский районы.

 3.11. Муниципальная библиотека обеспечивает сохранность фонда. Это температурно-влажностный режим, пожарная и охранная сигнализация, превентивные меры защиты.
В области остается проблемной ситуация с обеспечением безопасности книжных фондов. Только 15 библиотек области (3,2%) имеют пожарно-охранную сигнализацию, 36 библиотек (7,7%) – решетки на окнах.

В 63 муниципальных библиотеках 113 единиц копировально-множительной техники (+20 по сравнению с прошлым годом).

 3.12. Финансирование комплектования:
В «Модельном стандарте» предложена формула для расчета финансирования комплектования Ф = К x Н x Ц
Ф- необходимое финансирование
К – количество книг на душу населения по нормативу
Н – население Ц – прогнозируемая цена.
На комплектование библиотек из бюджетов муниципальных органов власти было выделено 6315,6 тыс. руб. (на 1852,2 тыс. руб. больше, чем в 2007 году).

И, тем не менее, при подготовке к конференции, мы произвели расчеты на комплектование по нормативам, предложенным в стандарте для Палкинского района и ЦГБ им. Семевского г. Великие Луки.

При средней стоимости книги 280 рублей, Палкинскому району необходимо финансирование комплектования в сумме: 682,7 тыс. руб. (выделено в 2008 году – 68, 9 тыс. рублей); ЦГБ г. Великие Луки должна была бы профинансироваться на 7021,6 тыс. рублей (выделено – 387,7 тыс. рублей).

При удорожании книг в среднем до 420 рублей: в Палкино – надо было бы выделить 1024,0 тыс. руб.; в г. Великие Луки – 10532,4 тыс. рублей.
Эти расчеты сделаны при нормативе 250 книг на 1000 жителей.

3.13. Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.

Многие библиотеки приобрели библиотечное оборудование: металлические стеллажи для газет, выставочные стеллажи, кафедры выдачи, компьютерные столы, стулья (Гдовский, Новоржевский, Печорский, Псковский районы, г. Великие Луки).
Не было приобретений в 2008 году только в Дедовичском и Плюсском районах.

3.14. Техническое оснащение:
Компьютерная техника
В настоящее время в 79 муниципальных библиотеках (в том числе в 16 детских и в 27 сельских) – 231 ПК (+36 по сравнению с 2007 годом), в сельских библиотеках – 36 компьютеров в 9 районах области (+11 по сравнению с 2007 годом). Только в 2008 году за счет местных бюджетов и платных услуг (Опочецкий район) приобретена компьютерная техника в 11 районах, ЦБС г. Пскова и Великие Луки (компьютеры, принтеры, сканеры и т.п.) на сумму более 500 тыс. рублей. Самые большие приобретения в Опочецком районе (118.3 тыс. руб.); в Гдовском районе (85,0 тыс. руб.) и ЦБС г. Пскова (74,7 тыс. руб.).

Компьютеры в сельских библиотеках имеют районы: Великолукский (12), Гдовский (5), Новосокольнический (1), Опочецкий (3), Печорский (8), Псковский (4), по одному в Пустошкинском, Пушкиногорском, Струго-Красненском.

В 2008 году в муниципальных библиотеках не смотря на то, что количество компьютеров увеличилось, оно составляет всего 0,4%.

На сегодняшний день в нашей области работают 12 модельных библиотек, 2 из них открыты в 2008 году в Псковском районе (Соловьевская и Писковичская). В течение 2009 года в области планируется открыть еще 9 модельных библиотек.

Средства связи; (На 1.01.2009 года телефонизировано 29,3 % библиотек), Эл. Почта в 39 библиотеках, в т.ч в 3-х сельских.

Транспорт (10 транспортных средств, которые на балансе).

 4.5. Информационные технологии:
Библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям …
В «Модельном стандарте» прописано: все ПК должны быть подключены к принтерам и не менее 50% компьютеров – к сети Интернет.
По области в целом к Интернет подключены 8,4% муниципальных библиотек.
По данным опроса в 13 районах (50%) этот норматив не соблюдается. В Дновском районе к Интернет подключен только 1 компьютер, в Гдовском – 25%, Плюсском – 30%, Псковском – 28%.

11 библиотек (около 50% районов), отметили, что к Интернет подключены не менее половины имеющихся компьютеров. В Печорском районе – 56%.

В ЦБС г. Пскова – в 5 библиотеках из 11.
По стандарту - места для пользователей: 1 ПК на 1000 пользователей, в т.ч. в сельской библиотеке (1 ПК независимо от количества пользователей).

В 12 районах – не соответствуют нормативу. В 9 – соответствуют нормативу (Бежаницы, Гдов, Дедовичи, Пустошка, Новоржев, Остров, Псковский и Великолукский районы, Пушкинские Горы). Больше норматива в Невеле (2 на 1 тыс. жителей) и в Опочке (1,5 на 1 тыс. жителей).
Для обеспечения библиотечных процессов по стандарту 1 ПК на двух библиотечных специалистов. В 18 районах этот показатель не соответствует нормативу. Соответствуют Великолукский район, Печоры, Дедовичи, Новосокольники, Усвяты. Приближаются к нормативу Кунья, Пустошка, Струги Красные.

Что касается сельских библиотек, повторюсь: в сельских библиотеках – 36 компьютеров в 9 районах области, то есть в 15 районах ни в одной сельской библиотеке нет компьютерной техники.

Размещение библиотеки (доступность).

 5.1. Наличие муниципальной библиотеки в муниципальном образовании обязательно.

 5.2.- 5.3. Нормативы для организации ЦБ в городском округе, городском и сельском поселении, организация детских библиотек.

В сельском поселении должна быть 1 б-ка на 200-600 жителей.
Менее – организация внестационарного обслуживания. Положение о внестационарном обслуживании разработано. Но, на 1.01.2009г. и внестационарная сеть сократилась на 36 библиотечных пунктов.

Для детей, если в населенном пункте насчитывается 500 человек, организуется детский филиал.
Сеть муниципальных библиотек на 1.01. 2009 г. – 461, в том числе: 24 районных, 2 городских и 395 сельских библиотек. В каждом районном центре функционирует центральная районная библиотека, детская библиотека или отделение по работе с детьми в составе районных библиотек.

В 2008 году закрыты 7 сельских библиотек. В Бежаницком и Себежском районах. По просьбе жителей в Куньинском районе была вновь открыта Сопкинская сельская библиотека.

Причины:
- сокращение численности населения в сельской местности;
- значительное сокращение школ, классов и наполняемости их детьми.
Минимальное количество сельских жителей от 200 до 600 на библиотеку в анкетах отметили: Великолукский, Локнянский, Опочецкий, Себежский районы.
В городе Пскове существует проблема обслуживания жителей новостроек.

 5.4. Пространственная доступность (15-20 мин. – город, 7 км – село).

В целом библиотеки расположены с учетом максимальной пространственной доступности: в городских округах по времени 15-20 минут, за которые житель может добраться до библиотеки;
В сельском поселении – не далее, чем в 7 км.

Этот норматив соблюдается в Бежаницком, Великолукском, Гдовском, Дновском, Новосокольническом, Пушкиногорском, Себежском, Струго-Красненском районах.
Превышен норматив до 10 км в Дедовичском, Куньинском, Новоржевском. Опочецком, Плюсском, Усвятском районах. В Пустошкинском и Палкинском – до 12-15 км.

5.7. Режим работы библиотек

Часы, в которые библиотека открыта для читателей, рассматриваются в качестве основного критерия доступности библиотечных услуг.

По «Модельному стандарту» - 40 часов в городе, в сельской местности – 36 часов.

Этот норматив соблюдается во всех районах области, а так как 50% сельских библиотек работает в сокращенном режиме, то время их работы согласуется с местными органами власти.
6. Помещение библиотеки. Организация библиотечного пространства.

Библиотечные здания – самые разные. Типовые и приспособленные.

Специально построенные здания для библиотек в Опочке, Острове, Невеле, Локне, Новосокольниках, Порхове, Стругах Красных. Из приспособленных, соответствуют нормативу Печорская и Дедовичская ЦРБ.

Острая нехватка площадей – Великолукский, Дновский, Усвятский районы.

По данным опроса библиотеки располагают различными условиями (по площади) обслуживания читателей, организации фондов.

Норматив для открытого доступа - 100 кв.м. (абонемент) выполняется в 132 библиотеках или 28,6%. Половина районных библиотек имеют читальные залы, площадь которых соответствует нормативам.

Помещения для ЦПИ и просмотра CD – документов варьируется от 5 кв. м (Дно), до 30 кв. м (ЦГБ г. Великие Луки), потребность в площади для просмотра периодики в этой библиотеке – 1320 кв.м (имеют 528 кв.м).

На собственном балансе находятся 336 библиотек, на балансе других организаций – 109. В 58,3% библиотек печное отопление.

Последний вопрос анкеты касался связей с общественностью.

7. Связи с общественностью

 7.1. В своей деятельности библиотеки опираются на местных жителей, привлекает их внимание к проблемам библиотек.

У трети библиотек созданы общественные советы (в Псковском районе и в ряде сельских библиотек). Ежегодно в 18 муниципальных образованиях библиотеки организуют и проводят отчеты перед населением, изучают претензии и предложения пользователей.

Улучшению обслуживания читателей способствует программная деятельность библиотек. В 2008 году библиотеки работали по 195 целевым программам. Для сравнения: в 2000 году работали по 45 программам.

Библиотеками области организованы 31700 массовых мероприятий, в том числе более 10,0 тыс. книжных выставок. Число посещений массовых мероприятий составляет 450,6 тыс. или 15,9% от общего количества посещений. (Норматив - 10%). При библиотеках работает 525 клубов и любительских объединений и их количество с каждым годом увеличивается.

Практика использования «Мо¬дельного стандарта...» помогла кол¬легам выйти из информационного вакуума и консолидировать усилия, сформировать позитивное отноше¬ние к публичной библиотеке как важному для общества и динамично развивающемуся социальному ин¬ституту не только в своей профес¬сиональной среде, но и сознании местных органов власти и местных сообществ.

Наряду с действующими законодательными актами в области куль¬туры и библиотечного дела «Мо¬дельный стандарт...» способствовал и продолжает способствовать сохранению и защите публичных биб¬лиотек как основного гаранта досту¬па к информации, знаниям и культуре. 

Одновременно стандарт явился эффективным регулятором про¬фессионального поведения.
Подходы к обслуживанию поль¬зователей, размещению библиотеч¬ной сети, формированию ресурсов ПБ, организации профессиональ¬ной среды, работе с персоналом, развитию общественных связей, представленные в документе, дали профессиональному сообществу механизм управления практически на всех участках работы.

Если рассматривать «Модельный стандарт «как документ, который способен закрепить двустороннюю ответственность: библиотеки – по обеспечению конституционных прав граждан в сфере культуры и информации и выполнению задач, поставленных перед библиотекой учредителем (муниципальными органами управления), и муниципальных органов управления – по финансированию учреждения культуры, успешно выполняющего поставленные задачи, то можно отметить следующее: оценки результатов деятельности библиотеки, ее востребованность в местном сообществе на сегодня выше, чем оценки тех ресурсов, которыми располагают библиотеки.

АКИНФИЕВА Ольга Вадимовна, заведующая отделом
координации деятельности библиотек области 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу