вторник, 3 апреля 2012 г.

Презентация участника Зональной школы качества в Новосокольниках


Электронные ресурсы в комплектовании фондов муниципальных библиотек города Великие Луки

Герасимчук Елена Владимировна
зав. отделом комплектования и обработки
МКУК «ЦГБ им. М.И.Семевского» (г. Великие Луки)








Сегодня в условиях стремительного развития Интернет-технологий, библиотеки не  могут не учитывать широкие возможности использования новейших средств доступа к информации, также и в режиме on-line.   Интернет - технологии расширяют возможности библиотек в сфере поиска, обработки и хранения информации. Новейшие средства доступа к информации и ее передаче не только изменяют некоторые аспекты технологии документоснабжения, но и трансформируют саму сущность коммуникации   «Предприятие книжного бизнеса – Библиотека – Пользователь». На базе различных Интернет-технологий возникает точка соприкосновения всех заинтересованных участников рынка. В виртуальном  пространстве не только  происходят отбор и заказ необходимых изданий, но и зарождается потенциально возможное общение по «интересам». Хотя сегодня  эксперты отмечают, что библиотеки в целом справились  с задачей перехода на новые технологии, но  в процессе документоснабжения фондов эти процессы используются недостаточно.  Вместе с тем проекты, основанные на  применении Интернет-технологий, составляют принципиально новый и активно развивающийся этап внедрений интернет-технологий в технологию документоснабжения.
Коммуникации посредством Интернета относятся к разряду сетевых и обладают рядом специфических особенностей и характеристик. Деловая   интернет-коммуникация обладает следующими особенностями:
1.письменная форма общения;
2.цитирование собеседника;
3.деформализация общения;
4.увеличение количества каналов коммуникации.
Обмен партнерами информацией с помощью письменной корреспонденции есть непременное условие общения в сети. И хотя сегодня мы уже наблюдаем on-line-конференции, видеозвонки и т.п. Тем не менее, для делового общения комплектаторов с поставщиками характерно письменное общение посредством электронной почты. Подобным образом общаемся и мы.
В качестве примера можно привести общение с Некоммерческим фондом поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», крупной книготорговой организацией, специализирующейся на комплектовании библиотек.
В 2010 году мы заказали  2 комплекта к «Году учителя», в 2011 году мы заказывали в этой организации книги по программе «Женская проза» на абонемент ЦГБ, в 2012 г. – по проекту «Война 1812года», а также готовится заказ на комплект «Детской литературы».   И конечно, активно общались с помощью электронной почты.  
После «Русского Запада», который проходил в Великих Луках, у нас  завязались деловые связи  со следующими издательствами и книготорговыми организациями: ООО «Библиком» ; ООО «Издательский Дом «Самокат»  ; ООО «Издательство «Росток»  ; ОАО  «Издательство «Детская литература», ООО «СЗКО, «Торговый Дом «Эксмо», НП «Петербургский книжный центр», издательство «Книжный мир».  После этого общение проходило в электронной среде. Особо активно мы общались в электронной среде с издательством НП «Петербургский книжный центр», которым руководит И.В.Эйдемиллер.  С ее помощью мы смогли приобрести необходимые нам издания. которые отсутствовали в интернет-магазинах.
На любом этапе  пополнения фондов можно добиться более высокой эффективности работы, используя  ресурсы Интернета, в том числе и на первом этапе текущего комплектования - анализе потока документов.
Для успешного осуществления деятельности по комплектованию документного фонда комплектатор должен регулярно получать актуальную информацию, на основе которой он сможет принимать решение по отбору документов. К настоящему времени сложились многочисленные типы источников информации о новинках документного рынка, в том числе,   и в электронном виде: тематические планы издательств и издающих организаций, издательские и книготорговые каталоги, проспекты, листовки, прайс-листы, (прайс-листы в электронном виде мы используем в комплектовании фондов).
Так, прайс-листы ООО «Статус – Пресс» (магазины города  «Мир печати»)нам представляются, в том числе, и в электронном виде. Каталоги на подписные издания организация «Почта России» нам также предоставляла в электронном виде. Получаем мы прайс-листы и от издательств: «Просвещение», «Детская литература», ООО «СЗКО»  Торговый Дом «Эксмо», «КомпасГид».
Комплектатор должен быть в курсе  практически всех изданий, представленных на книжном рынке. Среди источников информации о новинках  специализированные периодические издания  - еженедельная  газета «Книжное обозрение», «Книготорговый бюллетень», ежемесячный журнал «Витрина» как приложение к журналу «Читающая Россия»,  ежемесячная газета «Литературный базар», являющийся приложением к «Литературной газете», журнал «Книжный бизнес», журнал «Книжное дело»), а также различные научные, производственные, научно-популярные и литературно-художественные журналы, соответствующие профилю документного фонда. Со многими  этими изданиями, кроме «Книжного обозрения», получаемого по подписке,  мы знакомимся в Интернете в электронном виде. К сожалению, вышеназванные источники информации даже в совокупности не дают полного отражения отечественного издательского потока. Рекламная направленность большинства из существующих информационных изданий  способствует разрозненности и отрывочности сведений и не гарантирует системного представления о российском документном рынке.
Интернет-технологии позволяют не только знакомиться с источниками информации об изданиях, но и осуществлять их заказы. Необходимо заметить, что внедрение новых информационных технологий изменяет механизмы взаимодействия  поставщиков / продавцов и покупателей. В настоящее время на документном  рынке  активно развивается сектор электронной коммерции, в том числе интернет-магазины. Интернет-магазин (онлайновый магазин) – это розничное  или мелкооптовое  торговое предприятие, осуществляющее взаимодействие  покупателя и продавца посредством веб-ресурсов и телекоммуникационных технологий. Обязательным элементом интернет-магазинов является веб-сайт, на котором обычно представлен подробный каталог предлагаемых к продаже документов. В интерактивном режиме формируется заказ, который сразу после подтверждения принимается к исполнению. Дальнейшая технология работы магазина  с заказом зависит от выбора вариант расчета и способа доставки заказанных документов.
В России в настоящее время перечень электронных магазинов, осуществляющих продажу книг и компакт-дисков, весьма обширен. К наиболее известным относятся: "Озон" (http://www.ozon.ru); "Co@Libri" (http://www.colibri.ru); "Hugahuga" (http://www.hugahuga.ru);"Mistral"(http://www.mistral.ru);"Альпина" (http://www.alpbook.ru); "Библион" (http://www.biblion.ru); "Болеро" (http://www.bolero.ru); "Зона ИКС" (http://www.zone-x.ru); "Книги России" (http://www.books.ru); "Книжная орбита" (http://www.knor.ru) и др.
В Интернете существуют поисковые системы, обеспечивающие нахождение интересующих пользователя книг в российских интернет-магазинах. Среди них FindBook.ru, сайт http://poiskknig.ru (Поиск книг), Каталог системы книжных магазинов "Все книги России".
Через  интернет-магазины мы заказываем необходимые краеведческие издания, например, книга Н. Черкашина об адмирале Непенине. Книга Пауля Кареля «Восточный фронт» (о Великолукской наступательной операции и др).  Оплачиваем безналичным расчетом, доставка осуществляется  почтовой пересылкой наложенным платежом.
Сегодня трудно представить издательство, которое не имело бы своего сайта,  и не было бы заинтересовано в распространении своей продукции. Е. Панкова  отмечает в своей статье «Интернет в библиотечной работе», что сайт издательства позволяет познакомиться с предлагаемым ассортиментом и перспективными планами.
По адресу http://www.library.ru/2/catalogs/publish/ можно узнать адреса издательств и выбрать те из них, книги которых наиболее полно соответствуют профилю библиотеки.
Приведу примеры некоторых  сайтов издательств, на которые мы выходим чаще других:Сайт издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/).; Сайт издательства «Азбука» (www.azbooka.ru); Сайт издательства «Эксмо́» (http://eksmo.ru/) — одна из крупнейших издательских компаний России и в Европе; Сайт издательства «Детская литература» (http://www.detlit.ru/); Сайт издательской группы АСТ (http://www.ast.ru/); Сайт издательской группы Гранд-Фаир (http://www.grand-fair.net/); Сайт издательской группы  ЭНАС (http://www.enas.ru/).
Итак, сегодня для поиска и заказа новой литературы необходимо просто зайти на сайт книжного интернет - магазина или на сайт издательства. Но для этого необходимо, конечно,  знать электронный адрес нужного сайта и иметь опыт работы с таким ресурсом.
Для библиотекарей,  издателей и книготорговцев в сети Интернет  работают следующие специальные проекты:  Национальная информационная система «Книги в наличии и печати»(http://rbip.bookchamber.ru/Default.aspx),проект Комплектование. RU (сайт http://www.komplektovanie.ru), проект «Книгафонд» (http://www.knigafund.ru/, проект «Корсар» (представлен на сайте АРБИКОН по ссылке (http:// www.arbicon.ru/projects/corsar).В этих проектах участия в настоящее время мы не принимаем.
Еще необходимо сказать  о расширении круга источников документоснабжения библиотек, среди которых репродуцирование документов. Репродукцирование документов -  это создание копий документов, приобрести которые в оригинале не представляется возможным. Сейчас в век информационных технологий этот способ пополнения фонда обретает более широкую область применения, чем когда либо. При создании копий документов используются технологии оцифрования, микрофильмирования и микрофиширования, фото - и ксерокопирования, а также копирование («скачивание») сетевого ресурса и др. Один из главных факторов, который ограничивает использование данного канала – это правовая защита авторских прав от несанкционированного создания полной версии документа без согласия автора.
  Уже сегодня через сеть Интернет доступны  следующие виды изданий: полные тексты книг, периодических и продолжающихся изданий, в том числе и существующих только в электронном виде и  не имеющих печатной версии, базы данных.
Эти ресурсы в последнее время мы используем в процессе комплектования фондов. А началом этой работы послужила фотокопия книги А. К. Альберта, посвященная истории нашей Общественной библиотеки (1868 г.) и микрофиша  статьи из журнала «Северная почта», посвященная созданию Великолукской публичной библиотеки (1813 г.).
Если говорить о настоящем, то  в  период подготовки историко-краеведческих чтений «М.И.Семевский и Псковский край» (2012г.) мы сделали электронные копии изданий произведений М.И.Семевского и литературы о нем (сайт http://bookfi.org/g/Семевский.).  В электронном виде в наших фондах теперь имеется книга В. Тимощук о М.И.Семевском,  труды Михаила Ивановича о Великих Луках и Павловске и др.
Копию статьи М.И.Семевского «Поездка  по России в 1890 г.» из журнала «Русская старина», в которой имеются сведения о Полибине, Клевниках, Иванове, Невеле, а также статью из газеты «Голос» о Мариинской псковской гимназии нам прислали из фондов РНБ,  и теперь она  вошла в состав наших  фондов ЦГБ. Таким образом, фонд, посвященный М.И.Семевскому, чье имя носит наша библиотека,   пополнился благодаря использованию полных текстов Интернет, а также  копированию документов из фондов других библиотек.
В наших  планах – оцифровка краеведческих фондов и газеты «Великолукская правда» старых лет издания.
Итак, рассмотрев и проанализировав основные возможности использования муниципальными библиотеками интернет-технологий в комплектовании фондов, можно сказать, что сегодня мы находимся только в начале пути, но мы уверены в том, что только на их основе возможно строительство надежных,  стабильных и взаимовыгодных партнерских отношений с предприятиями книжного бизнеса. Внедрение интернет-технологий в документоснабжение фондов  положительно влияет на развитие библиотек  как современных информационно-культурных центров города.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу