вторник, 29 мая 2012 г.

Кадровое обеспечение развития инновационных технологий в библиотеках Псковской области

Выступление на XVII Ежегодной Конференции РБА, 12-18 мая 2012 г., г. Пермь

ПАВЛОВА Вера Ивановна,
директор ГУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»



Ты можешь изменить все.
На бесплодной равнине вырастить
кедровый лес. Но важно, чтобы ты не
конструировал кедры, а сажал семена.

Инновационное развитие для нашей библиотеки началось десять лет назад, когда мы стали заниматься проблемой менеджмента качества и приняли участие в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества, получили высокую оценку своей деятельности и стали дипломантом конкурса, заняв второе место в этом престижном конкурсе. В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Изменения в социально-экономической жизни России потребовали новых подходов к развитию и библиотечного дела. На повестку дня стали нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации.
Инновации – необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. 

Как внедряются инновации в жизни библиотек региона? 
Об этом и шла речь в выступлении Веры Ивановны Павловой, директора Псковской областной универсальной научной библиотеки, на конференции Российской Библиотечной Ассоциации, которая прошла в мае этого года в  Перми. 
  


Можно выделить следующие этапы инновационной деятельности библиотек:
I этап   – инициирование инноваций (что менять в библиотеке?);
II этап  – поиск необходимых новшеств (изучение «рынка новшеств»);
III этап – определение всех предстоящих изменений;
IV этап  – этап апробации (экспериментальное внедрение);
V этап   – внедрение и использование инновации (освоение).

Основными объектами инноваций являются:
·         услуги и продукция (когда изменению подлежат услуги и продукция);
·         библиотечная технология (если меняются процессы библиотечной технологии), например, внедрение информационных технологий;
·         организационное развитие библиотеки (когда производятся структурные изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые);
·         социальная база изменений (если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты).

Виды инноваций в библиотеках

        По качеству изменений различают два типа:
·         содержательные,
·         организационно-управленческие.

     Инновации – это не только разработки и изобретения, но и колоссальный системный процесс, который движим именно людьми. Любое развитие, тем более инновационное, невозможно без участия человеческого потенциала. Задача коренной модернизации библиотечного дела может быть решена не только при условии кадрового обеспечения, но и при профессиональной готовности библиотекарей к этой работе, но и стабильной ситуации в библиотечной отрасли. 

     Побудительным мотивом появления инноваций обычно становится желание творческого человека иначе представить привычную профессиональную ситуацию, по-новому взглянуть на какую-либо социально или личностно значимую проблему.

     «Хорошая библиотека работает так же, как большой симфонический оркестр, в котором каждый исполнитель является мастером, а если нужно – становится солистом». Так считает авторитетный ученый и признанный организатор библиотечного дела в нашей стране Э.Р. Сукиасян. И с эти нельзя не согласиться. 
      Судьба любых передовых технологий всегда находится в руках конкретных людей, зависит от профессионального уровня, а также таких факторов, как работоспособность, мотивация, вовлечённость в работу, лидерские качества, командообразование, построение непрерывной системы обучения. Все эти вопросы находятся в зоне интересов организации работы Псковской областной универсальной научной библиотеки.
       Как считают специалисты, на первом месте в этом процессе стоят уникальные личные качества творчески работающего человека – «не мечтателя, рождающего дерзкие идеи, но в оптимальном варианте профессионала, обладающего волей для их осуществления, сильной энергетикой».
        
         На второе место специалисты в области инноватики ставят благоприятную среду – своеобразное многоальтернативное поле для творческого выбора. Среди элементов, формирующих такую среду, называют заинтересованность руководителей библиотеки в ее обновлении, разработку соответствующей стратегии и постановку общих целей.

   Другой важный элемент – создание надежной команды, умеющей не только рождать креативные, неординарные идеи, но и заразить этими идеями коллектив, которая способна создать атмосферу творческой состязательности, в ходе «мозговых атак» или «штурмов» выдвинуть десятки новых идей.   Ставя перед командой общие цели, важно не забывать об обратной связи, постоянно отслеживать психологическое самочувствие людей, проверять, не угас ли творческий импульс в команде.
·         В ноябре 2011 года в рамках мероприятий областного Единого дня изучения мнений в библиотеках региона было проведено анкетирование библиотечных специалистов по теме «Эффективность и качество библиотечных услуг». Оно показало, что их профессиональный потенциал использован на 80%, наибольшее разочарование в работе приносит низкая зарплата,  низкий уровень технической оснащенности библиотек и финансирования, 90% кадров хотят освоить компьютерную грамотность, что говорит о стремлении специалистов к инновациям. О высоком проценте готовности кадров области к освоению и внедрению информационных технологий говорит системная, объемная работа по непрерывному образованию.

Постоянное совершенствование системы повышения квалификации библиотечных специалистов области является одним из приоритетных направлений в деятельности Псковской областной универсальной научной библиотеки, как методического центра библиотек области, разработанных нашей библиотекой.
 
         Библиотека в последние годы работала в рамках областных целевых комплексных программ дополнительной профессиональной переподготовки библиотечных кадров области:
·         От обновления знаний – к профессионализму действий (2000 – 2004 гг.);
·         Модернизация библиотек на основе менеджмента качества (2006 – 2008 гг.).
·         «Мастерство и качество – путь к успеху» (2009-2011гг.)

Ежегодно по программам обучается от 300 до 500 библиотечных специалистов (в 2008 году – 496 человек), (в 2011 году - по областной программе и другими формами повышения квалификации обучено 585 библиотечных специалистов), т.е. более 50% библиотекарей региона. 

Замечу, что у нас нет специальной организации, занимающейся повышением квалификации работников культуры.
Приоритетными направлениями в непрерывном образовании стали: менеджмент, маркетинг, правовое и экономическое обеспечение деятельности библиотек, информационные, социокультурные и образовательные технологии.
Всего было организовано по этой программе 49 обучающих мероприятий.
В 2011 году нами была разработана новая областная целевая программа повышения квалификации специалистов библиотечной отрасли Псковской области на 2012 – 2015 гг. «Школа совершенствования библиотечных специалистов».
Тематика и формы обучения определены, исходя из условий современного состояния и развития библиотечных систем Псковской области. Обучение по целевой программе будет проходить в форме семинаров, вэбинаров, семинаров-тренингов, конференций и круглых столов, творческих лабораторий, сочетающих в себе как лекционные, так и практические занятия. Эта программа нацелена на системную поддержку библиотечных специалистов Псковской области с учетом образования, стажа работы и занимаемой должности для обеспечения качественной и эффективной работы библиотек; интеграцию библиотечных специалистов в культурное пространство региона и РФ; на формирование библиотечного специалиста «эпохи нанотехнологий». 
Вместе с тем, наряду с положительными результатами в повышении профессионального уровня библиотечных специалистов региона, остается ряд проблемных вопросов, которые требуют особого внимания.
· В области происходит «миграционный» отток наиболее перспективных подготовленных работников, в том числе и  молодых библиотечных специалистов, в другие сферы с более высокой оплатой труда. 
· Средняя заработная плата по муниципальным библиотекам региона составляет 7086 рублей, по сельским библиотекам – 6224 руб. – это самая низкая заработная плата по Северо-Западному федеральному округу. Псковская область по этому показателю находится на последнем 11 месте.
· В последние годы значительно сократился прием на библиотечное отделение Псковского областного колледжа культуры, которое было закрыто. Благодаря настойчивости и последовательной деятельности библиотеки, в 2012 года нам удалось его вновь открыть.
·  В связи с дальнейшей оптимизацией библиотек области центральные районные библиотеки объединяются с Домами культуры в культурно-досуговые комплексы, появляются библиотеки-клубы и клубы библиотеки. Тем самым, в библиотечной отрасли области как и в других регионах РФ появились новые категории работников, которые необходимо обучать библиотечным технологиям.
· Участие библиотечных специалистов муниципальных библиотек в обучающих мероприятиях зависит от финансирования. К сожалению, из-за недостаточного финансирования не всегда специалисты районных и сельских библиотек могут посетить обучающие семинары и практические занятия, стажировки в других регионах России.
· При оптимизации всегда выбор падает на библиотеки, поэтому библиотеки переводят на неполный рабочий день.
· В целом происходит старение кадров отрасли.  Все эти проблемные вопросы требуют пристального внимания как непосредственно на местах, в муниципальных образованиях, так и на региональном, федеральном уровнях.

Приведу несколько примеров форм повышения квалификации. На протяжении последних лет работала творческая лаборатория для заведующих  сельскими библиотеками, цель которой – поиск приоритетных направлений и нестандартных форм работы, распространение опыта лучших сельских библиотек. Так, на Творческих  лабораториях для заведующих сельскими модельными библиотеками по теме «Модернизация в библиотечном деле» библиотекари обучались Интернет-технологиям,  возможностям и устройству портала, созданию собственных сайтов сельских библиотек, знакомились с сайтом Псковской областной библиотеки, другими профессиональными сайтами, которые могут оказать необходимую помощь в работе библиотеки, с информацией об Интернет-ресурсах. 

Для отраслевых специалистов стали ежегодными такие творческие лаборатории, как:
·         «Качество электронных каталогов и корпоративных ресурсов» - творческая лаборатория для каталогизаторов муниципальных библиотек;
·         «Библиотеки и экологическое просвещение населения»;
·         «Деятельность регионального центра по работе с книжными памятниками Псковской области»;
·         «Региональный центр чтения – библиотекам области» и др.

Еще один важный момент. Считается, что темпы распространения новаций во многом зависят от наличия отработанной системы поощрения инноваторов, чтобы стимулировать инновации.   Нестандартно мыслящие люди образуют своего рода «золотой запас» библиотеки, поэтому надо искать источники материального стимулирования новаторского труда. Поэтому администрацией областной библиотеки разработана и успешно действует система оплаты труда специалистов библиотеки, где учитывается вклад в развитие библиотеки, качество выполненных услуг, разработка проектов, социальные гарантии (дополнительные отпуска от 7 до 10 дней, в этом году – 50% скидки на путевки в санатории).
Считаем необходимым познакомить региональные и местные органы власти с инновационными процессами, которые реализуют  библиотечные специалисты области. На мой взгляд, несомненно, это представление в муниципальных образованиях области достижений ОУНБ в информационных технологиях, наши возможности для поддержки муниципальных образований. Как правило, на таких мероприятиях присутствуют Главы муниципальных образований. Итог – внедрение инновационных процессов в совместные проекты и их реализация.
         Несколько слов о Зональных школах качества, которые в нашем регионе на протяжении 8 лет являются самой эффективной формой повышения квалификации библиотечных работников. Их у нас четыре. К каждой из зональных Школ прикреплены по 5-7 близлежащих районов области. В зональных Школах качества проводятся обучающие семинары по наиболее актуальным направлениям библиотечной деятельности. ЗКШ для сотрудников районных и отдаленных сельских библиотек дают не только возможность общения и изучения на практике опыта работы своих коллег из других ЦБС, а также знакомства с инновационными формами работы различных структурных подразделений Псковской областной универсальной научной библиотеки и российских библиотек. Меняющиеся базовые площадки Школ позволяют активизировать больший процент персонала, вовлечь в инновационный процесс и вывести деятельность библиотечных специалистов на новые направления. Областная научная библиотека за последние три года реализовала проект «Самооценка деятельности муниципальных библиотек по внедрению системы менеджмента качества», который позволил оценить деятельность библиотек и библиотечных специалистов региона, их роль в социокультурном пространстве и влияние на общество. Самооценку своей деятельности по внедрению системы менеджмента качества прошли все муниципальные библиотеки Псковской области.  Профессиональные деловые контакты установились между Псковской областной универсальной научной библиотекой и Академией переподготовки работников  искусства, культуры и туризма  (АПРИКТ) в реализации образовательной программы повышения квали­фикации «Менеджмент качества в библиотечной деятельности». Мы признательны, что тема, которой мы занимаемся, отмечена профессиональным библиотечным сообществом, в том числе и АПРИКТ, куда была приглашена в качестве преподавателя наша библиотека.
                Кроме того, считаем важным предоставить специалистам муниципальных библиотек возможность обсуждать их собственные инновационные наработки, проводить оценку эффективности новшеств. Обучение оказывается результативнее, если участники работы решают свои реальные практические проблемы и в этих целях осваивают новые методы и средства работы. Обучение, таким образом, выступает в единстве с практикой и творчеством.  Здесь уместны активные формы обучения: дискуссии, тренинги, круглы столы и т.д. На портале библиотек Псковской области есть специальная рубрика «Объединяем лучшее».
     Особого внимания сегодня требуют информационные технологии. Свободное владение инструментами поиска и переработки мировых информационных ресурсов, умение ориентироваться в библиотечно-информационном контенте - таковы сегодняшние требования к библиотечному специалисту. Применение в работе информационных и компьютерных технологий расширяет рамки консультирования библиотечных специалистов. Приведу несколько примеров.
Одним из таких примеров может служить ВИСС: Виртуальная информационная социальная служба, которую мы открыли на базе Псковской областной научной библиотеки. Несколько слов о новом инновационном проекте. Предпосылкой создания портала Виртуальной информационной социальной службы стало исследование Псковской ОУНБ «Информационная поддержка специалистов, работающих с инвалидами на территории Псковской области».
Цель ВИСС: обеспечение высокого качества информационно- консультационных социально-правовых услуг на основе использования единой для всех информационной системы.
Задачи:
-предоставление свободного доступа к социально-значимой информации посредством полнотекстовых баз данных;
- организация нестационарного обслуживания граждан РФ посредством работы Экспертного совета в режиме on-line на портале;
- организация и проведение специализированных конференций (совещания, обучение, транслирование мероприятий) с целью обобщения и распространения опыта реализации социальной политики на территории РФ и за рубежом.
Библиотека выстраивает свою деятельность, не только в приведенном выше примере, с учетом постоянных динамичных изменений как в области библиотечного дела, средств массовой информации, так и в обществе в целом.
В марте 2012 года при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре прошла межрегиональная конференция «Электронное взаимодействие граждан и государства» из цикла «Власть. Население. Библиотеки». Участники конференции обсудили современное состояние и перспективы развития информационного общества; возможности и потенциал библиотек в обеспечении доступа к  правовой и иной социально значимой информации, к услугам «электронного государства».
Библиотека имеет сложившуюся систему мероприятий как федерального, так и регионального значения. Такие мероприятия имеют высокую оценку как со стороны участников, так и местного сообщества. На этих мероприятиях работают созданные рабочие группы, где каждый вносит свою лепту в успешное проведение. Назову наши брендовые мероприятия:
- международного значения: «Культура приграничья», Международный книжный форум «Русский Запад», Международная Школа качества.
-  федерального значения: Фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском»,
- межрегиональные: «Бунинские чтения».
- регионального значения: областная конференция по информатизации «Власть. Население. Библиотеки.»; «Твой след на земле», «Читать модно!», «За знаниями о Псковском крае – в библиотеки», «Я - гражданин России».
В октябре текущего года мы будем проводить I межрегиональный библиотечный форум «Социальные инвестиции». Этот форум – профессиональная площадка для презентации и апробации социальных библиотечных проектов; развития партнерства с властью, бизнесом и общественными организациями в рамках решения основных проблем современного российского общества и поддержки социальной инфраструктуры.
Задачи Форума – продвижение социально-ориентированных проектов библиотек, популяризация опыта участия в социальных программах территорий и вовлечения власти, бизнеса, общественных организаций в реализацию социокультурных проектов.
    В целях распространения и приобретения новых идей очень эффективно проведение профессиональных конкурсов. Такие конкурсы, по мнению и организаторов и участников, дают мощный толчок к переосмыслению библиотечной деятельности современной библиотеки, выявляют инновационные идеи и лучших специалистов в библиотечном деле.
         Ежегодно в области проходит конкурс «Библиотека года». В 2012 году тема областного конкурса: «Библиотеки и развитие гражданского общества».  Конкурс проходит в рамках  областной долгосрочной целевой программы «Культура Псковского региона в 2011-2015 годах» в целях развития гражданского общества региона через социокультурную деятельность и внедрение инновационных подходов в работу библиотек Псковской области.
      
    Библиотеки активно принимают участие в конкурсе инновационных проектов по программе «Культура Псковского региона в 2011-2015 годах», и мы, как правило, выигрываем конкурс и не по одной номинации.
     Главная цель профессиональных библиотечных конкурсов – это представление, в первую очередь, его участниками инновационных идей. Вместе с тем важно не только открытие «ноу-хау» библиотекарей, но и поддержка самых талантливых и перспективных.
       «Псковская библиотечная ассоциация» в текущем году проводила областной конкурс молодых библиотекарей «Талантливые и перспективные». К участию в конкурсе приглашены молодые библиотекари Псковской области до 35 лет. Цели и задачи конкурса: поддержка индивидуальной инициативы молодых библиотекарей, направленной на применение в библиотечном процессе инновационных информационно-просветительных технологий; развитие практических навыков и знаний общественно-активных молодых библиотекарей Псковской области; обобщение и транслирование опыта среди библиотек Псковского  области и других регионов.
Следует отметить и внутрибиблиотечные конкурсы, которые ежегодно проводятся в нашей библиотеке: «Лучший отдел библиотеки», «Самый креативный сотрудник», «Золотое библиотечное перо» и др. Молодые специалисты библиотеки приняли участие IV форуме молодых библиотекарей России. Специалист  нашей библиотеки стала дипломантом конкурса "Свершения и мечты молодых библиотекарей России - 2011" в номинации «Креативность мышления»,  были отмечены ее два проекта: Акция "Видеопрезентация книг про особых людей для "белых воротничков" и стартап-проект "Виртуальная информационная социальная служба (ВИСС)".
      Говоря о кадрах для инновационного развития отрасли, необходимо сказать о крайне важной проблеме притока молодых в библиотеки.
           Ставка сегодня делается на молодых. Однако, как показывает статистика,  их немного – от 10 до 30 % общего библиотечного персонала (в нашей библиотеке - 38%). Удержать их в библиотеке не просто. Если же приходит в библиотеки молодёжь, которая еще не совсем профессиональна, то надо помогать ей учиться библиотечному делу, постигать профессию в её развитии. А профессия настолько размыта, что обучать становится все сложнее. И чему обучать?
      Пути решения этой проблемы есть. Среди них – стимулирование через оплату труда, перспективы должностного роста, создание условий для реализации творческих амбиций, возможности для профессиональных контактов со своей возрастной категорией, различные формы социальной поддержки. Компьютеризация библиотечных процессов и внедрение Интернет-технологий тоже весьма привлекательны для молодежи.
Проведенное библиотекой исследование «Молодые специалисты в библиотечном деле: профессиональная мотивация», целью которого являлось выявление мотивации молодых библиотекарей на профессиональное саморазвитие показало, что на вопрос «Что побудило Вас выбрать настоящее место работы?» большинство респондентов ответили, что это доступ к литературе (33%) и полученная специальность (30%), 9%  опрошенных привлекает близость к месту проживания.
Большинство сотрудников удовлетворены работой в библиотеке (70%). Основными привлекательными чертами библиотечной профессии являются доступ к информации, работа с людьми, гарантии социальной и экономической стабильности и творческий характер работы. Наиболее поощряемыми руководством качествами в сотрудниках оказались профессионализм, энергичность, инициативность, новаторство и креативность.
Говоря о том, что способствует профессиональному  росту молодых специалистов, можно сказать, что  практически все респонденты хотели бы познакомиться с опытом других библиотек (72%),  многие также хотели бы проходить стажировки в других отделах библиотеки (42%) и участвовать в  конференциях и семинарах (40%).
Основными способами мотивации являются: материальный, выражающийся в денежных премиях (63%) и, что отрадно, нематериальные, такие как: устная благодарность (70%) и включение в творческую группу по реализации инновационных проектов (37%).
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь охотно идет работать в библиотеку, находит много положительных моментов в работе.
       В целом современная библиотека  дает много возможностей молодым для раскрытия себя и самореализации. Можно привести ряд примеров успехов  молодых в нашей библиотеке.

Пример – фестиваль-исследование «Гутенберг и другие»
                Идея проведения фестиваля-исследования возникла неслучайно. Сегодня не новость, что технологии влияют на эволюцию человека, тем самым меняют не только нас, но и нашу библиотеку, о которой мы можем говорить, как о современной. Мы хотели представить нашу библиотеку как место, где хочется быть, читать книги, встречаться с интересными людьми, и которое можно использовать по-разному в целях вашего развития. Конечно, мы рассчитывали, что Псковская областная универсальная научная библиотека станет новой точкой притяжения псковичей. Если говорить об особенностях фестиваля, то это большое количество интерактивных площадок: открытая лекция «Digital образование», практикум «Электронное правительство», творческая лаборатория «Литература поколения next. Вне времени», моно презентация «Мы видим ориентир», мастер-класс «Искусство декламации на иностранных языках; а также МультиВыставка «Двоеточие», состоящая из 10 экспозиций; 2 исследования и фидбэк «Фестивальное дерево». Ярким литературным событием фестиваля стала творческая лаборатория «Литература поколения next. Вне времени».  Фестиваль собрал на библиотечной площадке молодежь, интеллигенцию, представителей бизнеса, ученых.
      



               
Развитие инновационных технологий входит в перечень стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности в России. Насколько успешно смогут принять в этом участие наши библиотеки, зависит от наличия квалифицированных кадров и их уровня профессиональной подготовки. Управлять библиотекой в настоящее время – значит умело внедрять инновации, применять на практике достижения науки, использовать стратегическое планирование и персонал–стратегию, развивать общественные коммуникации, проводить самостоятельные маркетинговые исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности. Качество библиотечного обслуживания населения, как и эффективность функционирования всей библиотечной системы в целом, в первую очередь, зависят от профессионализма и мастерства наших библиотекарей. Высокая квалификация, истинный профессионализм, чувство нового, постоянный поиск активных путей рационализации и интенсификации своего труда – таковы главные черты, определяющие сегодня облик современного библиотекаря. И, безусловно- позитивное отношение к деятельности библиотек и реальная поддержка государства.
Библиотечная профессия многогранна, сложно оградить ее рамками какой либо одной деятельности. Возглавляя региональную библиотеку, зная острые проблемы муниципальных библиотек, я могу констатировать на примере нашего региона, что все сложнее становится работать в публичных библиотеках. Практически, без преувеличения, нам предлагается заниматься различными сферами: и экологией, и стать центрами общественного доступа (проект «Электронной России»), и создавать доступную среду для населения, разрабатывать и внедрять информационные программы поддержки образования, сельского хозяйства, ЖКХ, заниматься проблемами краеведения и патриотизма, оставаясь библиотекой. А порой бывает так, что мы остаемся один на один с несвойственными библиотекам функциями и задачами, опережая многие социальные институты региона. И последнее, я благодарна Татьяне Яковлевне Кузнецовой за предоставленную возможность ознакомиться с разработкой Кемеровского государственного университета культуры и искусства «Методика формирования профессионального стандарта библиотечно-информационной сферы» под руководством И.С. Пилко, члена Совета РБА.
При подготовке каждого документа я, прежде всего, ставлю вопрос: что изменится в лучшую сторону, какова эффективность внедряемого документа и его актуальность. Я прекрасно понимаю, что можно стандартизировать деятельность библиотечных специалистов специальных библиотек, библиотек образовательной сферы, но в современных условиях очень сложно стандартизировать деятельность публичных библиотек, особенно сельских, которые работают очень часто на неполную ставку. Поэтому, с моей точки зрения, документ должен широко обсуждаться практиками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу