понедельник, 4 июня 2012 г.

КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ


      Предлагаем вниманию библиотечных специалистов новинки методической литературы, поступившей в отдел координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки. 
     Эти пособия Вы можете заказать по межбиблиотечному абонементу (МБА), телефон для справок:  8(8112) 72-83-88, электронная почта: mba@pskovlib.ru.
        См. подробнее  Межбиблиотечный абонемент и ЭДД.
***************************************************************************

1.      Библиотека и закон: юридический словарь-справочник. – 2011. – № 31 (2). – Либерея – Бибинформ. – 384 с.
В очередном выпуске журнала-справочника представлены нормативные и рекомендательные материалы по целому ряду направлений и проблем библиотечной деятельности.
Первый раздел предлагаемого выпуска посвящен гражданскому праву. В нем публикуется часть четвертая Гражданского кодекса РФ, имеющая особое значение для библиотек в связи с проблемами авторского права.  Одна из норм накладывает ограничения на возможности копирования публикуемых произведений и предоставления их пользователям по компьютерным сетям на условиях удаленного доступа.
Спорные моменты, связанные с действием законодательства об авторском праве, комментирует в своей статье «Авторское право и библиотеки в новой цифровой эпохе: введение в проблему» Я.Л. Шрайберг, ген. директор ГПНТБ, профессор, доктор технических наук. Он предлагает логичный и обоснованный в юридическом отношении порядок поведения библиотечного руководителя в новых условиях, а именно: необходимо разрешить библиотечным учреждениям создавать электронные копии книг в полном объеме только с согласия автора или правообладателя; разрешить создавать электронные копии статей из журналов и небольшие (10-15 % от объема) фрагменты научных книг или учебных пособий без согласия правообладателя в личных интересах читателей. При этом автор ссылается на практику западных библиотек, которые осуществляют обслуживание пользователей и договариваются с издателями, авторами, иными правообладателями, если им надо создавать электронную книгу той или иной книги, действуя цивилизованными путями: покупкой лицензии, переуступкой прав, оплатой по договору и др.
Во втором разделе печатается Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» и «Положение о государственных наградах Российской Федерации».  В «Положении о государственных наградах Российской Федерации» рассматриваются порядок представления, вручения, хранения государственных наград. Далее приведены статуты и описание различных орденов, медалей, положения о почетных званиях, образцы бланков удостоверений, рисунки знаков орденов. В разряд государственных наград включено такое почетное звание РФ, как, например, «Заслуженный работник культуры РФ»,  имеющее отношение к тысячам авторитетных библиотекарей.
В третьем разделе «Трудовое право»  публикуется полная выборка, касающаяся  должностей библиотечных работников, из утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».
На основе этих характеристик впредь будут производиться прием на работу, перемещение на новые должности, переаттестация всех специалистов сферы культуры.
Четвертым разделом завершается публикация законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросам культуры, например, подборка документов по Смоленской области.
2.      Хавкина Л.Б. Книга и Библиотека // Л.Б. Хавкина. – СПБ.: Изд-во РНБ, 2011. – 152 с. (Библиотековедение: изучая прошлое – созидаем  будущее. Вып. 1).

Российская национальная библиотека в партнерстве с Санкт-Петербургским университетом культуры и искусства приступили к выпуску серии книг «Библиотековедение: изучая прошлое – созидаем будущее».
Издание этой серии позволит сделать доступными читателю книги, которые вышли в свет в конце 19 – первой половине 20 века, но выпали из профессионального оборота по разным, в основном, идеологическим причинам. Авторы этих работ отстаивали свои взгляды на  библиотеку и ее роль в обществе, но  в советское время, все, что шло вразрез с официальной точкой зрения, отбрасывалось. Время кардинально изменилось и теперь идеи, казалось бы давно забытые, сегодня звучат очень свежо и оригинально.
Серию открывает переиздание труда Л.Б. Хавкиной «Книга и Библиотека» (М., 1918 г.). Л.Б. Хавкина – выдающийся российский теоретик и организатор библиотечного дела. В ее творческом наследии более 400 публикаций, но ее дореволюционные работы практически не издавались. Сочинение «Книга и Библиотека» раскрывает взгляды автора на сущность библиотечной работы и ее миссию в обществе. Во многих главах книги прослеживается «перекличка» с современными проблемами библиотечного дела России, о чем говорят названия глав, например, «Культура как фундамент современной жизни», «Зачем нужны библиотеки», «Библиотека - социальная сила», «Библиотекарь-душа дела».
Во вступлении, написанном С.А. Басовым, дается краткий очерк жизни и деятельности  Л.Б.Хавкиной. «Книга и Библиотека» - это разговор о роли профессии и библиотеки в обществе. В ней 13 глав, которые актуальны даже по своим названиям.
В начальных главах книги (1-5) мы погружаемся в смутное время первой мировой войны и революционных преобразований. В эти тяжелые времена автора волнуют проблемы авторского права и государственной монополии в издательском деле.
В главе «Зачем нужны библиотеки» Хавкина рассматривает «смысл устройства библиотек общественного пользования» - библиотека «является не только рассадником культуры, но содействует воспитанию нации для демократии». Подробно она останавливается на опыте американских публичных библиотек в этом направлении. А ведь библиотечная Россия решилась обсудить эту тему только в 1997 году на конференции Московского университета культуры «Библиотечное дело и демократия».
В главе «Библиотечная политика» Хавкина впервые вводит в научный оборот это понятие, подробно останавливается на недопустимости давления государственной политики   на библиотечное дело, «что нисколько не снимает обязанности с государства, местных самоуправлений, общества и частных лиц содействовать библиотекам».
В последней главе «Ближайшие задачи библиотечного дела в России» Л.Б. Хавкина намечает первоочередные задачи библиотечных реформ – интенсификацию работы и создание объединений библиотек.  «Наряду с интенсификацией деятельности отдельных библиотек, необходимо объединение мелких ячеек в более крупные, образование библиотечных сетей, кооперация библиотек между собою и согласованная их деятельность с другими просветительными  учреждениями и организациями».  Согласитесь, что звучит куда, как более современно.

 3.      Колесникова М.Н. Управление персоналом библиотеки : учебно - практическое  пособие. – СПб.: Профессия, 2011. – 192 с.

Данное издание посвящено вопросам управления библиотечными кадрами с точки зрения системного подхода к организации такого управления. Потребности практического решения кадровых проблем в условиях библиотек требуют комплексного освещения управления персоналом как определенной системы мер, осуществляемых руководством библиотеки для оптимального использования и развития ее трудовых ресурсов.
Первый раздел отражает организационные основы управления персоналом, а именно: характеристику персонала библиотеки как социально-экономической категории, аппарата управления (т.е. субъекта управления), системы управления персоналом и ее функций. Например, в главе «Информационное обеспечение управления персоналом»  приведены характеристики организационно-правовой документации: коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора/контракта, должностной инструкции и др.
Второй раздел посвящен социально-психологическим основам управления персоналом. Рассмотрены такие темы, как
·        стиль управления (директивный, демократический, либеральный),
·        методы управления (экономические, организационно-распорядительные – указы,  постановления, инструкции; социально-психологические, основанные на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях),
·        организационное поведение сотрудников (выделяются четыре типа организационного поведения человека – «преданный и дисциплинированный», «приспособленец», «оригинал», «бунтарь»),
·        мотивация трудовой деятельности (теории мотивации, поощрение и наказание, проблемы мотивации библиотекарей – карьерный пессимизм, недовольство высокой напряженность труда, низкая лояльность по отношению к библиотеке и т.д.),
·        трудовой коллектив (формальные и неформальные группы, социально-психологический климат),
·        конфликты и стрессы в коллективе (типология конфликтов, управление конфликтами, моббинг, т.е. притеснение, преследование кого либо в коллективе)
Каждый раздел завершается списком рекомендуемой по теме литературы. Многочисленные приложения содержат образцы кадровой документации.

4.      Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. – 2-е, полностью пересмотренное издание. – СПб., 2011. – 183 с.
Первое издание Руководства было переведено и издано на русском языке в 2002 г. С тех пор произошли большие изменения и в стране, и в библиотечной отрасли. С одной стороны в президентском послании Федеральному собранию 2007 г. специально выдвигается задача «… на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело». В тоже время в этот период продолжает сокращаться сеть библиотек, прежде всего общедоступных, муниципальных. Нехватка финансирования отразилась на состоянии фондов общедоступных библиотек.
Муниципальные библиотеки, тем не менее, расширяют использование в общедоступных библиотеках ИКТ, подключаются к Интернету, хотя и медленно. В этих условиях возрастает необходимость освоения механизмов саморегулирования.
Данное «Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек» является основополагающим документом международного профессионального сообщества для организации работы публичных библиотек. В нем содержится перечень основных рекомендаций и принципов, которым должна отвечать современная библиотека.
В целом структура Руководства сохранена, но в каждой главе сделана попытка отразить те изменения, которые проявились в том или ином направлении. Теоретические материалы сопровождаются интересными примерами из практической деятельности и ссылками  на нормативно-регламентирующие документы. В конце каждой главы дается библиография по теме.
Главы:
·        Миссия и цели публичной библиотеки
·        Юридические и финансовые аспекты
·        Удовлетворение потребностей клиентов
·        Комплектование фондов
·        Людские ресурсы
·        Менеджмент в публичных библиотеках
·        Маркетинг в публичных библиотеках

5.      Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность : сб. публ. – СПб. : Профессия, 2011. – 238 с.

В сборнике подробно описываются возможности применения Веб 2.0  в  библиотеке  и связывается все это с развитием информационной грамотности.
Стало привычным говорить, что мы «утонули» в информации, что все, что нужно, можно найти в Интернете, что библиотека больше не является главной точкой доступа к информации. Появилось новое поколение читателей-пользователей, которое так и называется «поколение Интернета», «веб-поколение», в основном – это люди в возрасте от 12 до 26 лет. Вопрос: «До какой степени мы, т.е. библиотеки, должны двигаться навстречу пользователям»? Каким нужно быть, чтобы называться 2.0? Речь идет об онлайновых приложениях и технических средствах, которые позволяют людям взаимодействовать, создавать и обмениваться информацией, используя Интернет, как платформу.
Существуют системы контента (содержания), созданные при широком участии общественности, такие как блоги и вики; средства коммуникации (веб-сайты социальных сетей, таких как Facebook); тегирование, мэшапы (комбинации двух сервисов) и RRS - каналы, которые действуют как клей, соединяющий вместе все сервисы.  Потенциал этих средств предлагает нам целый набор способов выхода на наших пользователей и средства, с помощью которых мы можем их обучать, чтобы мы могли «дотянуться» до наших пользователей привлекательным для них способом.
            Библиотекари должны учиться использовать эти инструменты там, где они способны повысить качество библиотечных услуг.

6.      Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек : учебно-практическое пособие. – СПб. : Профессия, 2011. – 128 с. (Азбука библиотечной профессии).

Данное издание входит в серию «Азбука библиотечной профессии», предназначенную для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов культуры.
В пособии сделана попытка обобщить представления об информационных ресурсах, используемых в библиотеках различного типа.
В первой части рассматриваются проблемы классификации, нормативной базы создания и использования информационных ресурсов; во второй – приводится общая характеристика и  описание наиболее используемых внешних информационных ресурсов в различных областях деятельности (праве, экономике, педагогике и т.д.).
Например, выделяют принципы классификации ресурсов:
·        по тематике (деловая информация, информация для специалистов, массовая и потребительская информация)
·        с точки зрения канала доступа и сферы применения (электронная глобальная коммуникация, социальные сети)
·        с точки зрения собственника (государственные и негосударственные)
·        по форме предоставления
В каждом отраслевом разделе приводятся сведения о ведущих  издательствах, профильных периодических изданиях, справочной литературе и базах данных, крупных библиотечных фондах и электронных библиотеках, отраслевых порталах в сети Интернет.
Например, в разделе « Информационные ресурсы художественной литературы» приведены «Выборочный перечень издательств, выпускающих художественную литературу» и полнотекстовые базы данных («сетелитература»).
В конце пособия приведен список рекомендательной литературы.

7.      Девятые Павленковские чтения : Современные сельские библиотеки в контексте социально-экономических реформ : материалы Всерос. нуч. конф. (Киров, 11-13 мая 2011 г.). – Киров. 2011. – 176 с.

Сборник материалов Девятых Павленковских чтений включает доклады, сообщения краеведов, сотрудников библиотек и ученых Вологды, Ижевска, Костомы, Перми, Сыктывкара, Кирова и Кировской, Челябинской, Свердловской областей, Республики Коми, посвященные истории и современному состоянию павленковских библиотек России
Диапозон материалов:
·        от Н.А. Мясниковой (зав. НМО Вологодской ОУНБ) «Роль региональной библиотеки в создании новых форм и методов деятельности сельских библиотек» и
·        Н.Ф. Басовой (зав. сектором краеведческой литературы Костромской ОУНБ) «Павленковские библиотеки в Костромской губернии: к истории вопроса»
·        до – С.А. Челпановой (директор МУ «Корткеросская ЦБС» - Республика Коми) «Сохраняя прошлое, думаем о будущем: электронные краеведческие ресурсы Корткеросской ЦБС»
·        и Е.В. Венедиктовой (гл. библиотекарь Чернухинской сельской библиотеки МУК «ЦБС Арзамасского района» Нижегородской области) «Чернухинская библиотека – информационный центр местного сообщества».

8.      Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. – СПб. : Профессия, 2011. – 384 с.

В предлагаемом пособии, автором которого является один из ведущих специалистов России в области библиотечной педагогики, рассматриваются различные аспекты педагогической деятельности библиотекарей, работающих с детьми.
В первой главе дан общий взгляд на библиотечную педагогику, ее сущность и специфику в контексте нашего времени, обосновано воспитательное значение руководства чтением художественной литературы.
Вторая глава раскрывает психологические основы педагогической деятельности библиотекаря. Особое внимание уделяется психологии восприятия как процессу сотворчества писателя и читателя.
В третьей главе освещаются основные воспитательные ресурсы педагогической деятельности библиотекаря, а именно: классическая литература, рекомендательная библиография и диалоговые формы педагогики чтения. Большое значение придается выставочной деятельности и организации библиотечного пространства в детских библиотеках,  на стр. 211- 221 автор приводит примеры разнообразных  выставок для юных читателей. Вызывают интерес размышления автора о том, «почему нынешние школьники, особенно подростки, на дух не переносят классики?». На этот счет существует несколько мнений – одни считают, что классическая литература устарела по тематике и сюжетам, вторые указывают на трудность ее восприятия, а третьи видят преграду в существующей системе преподавания литературы в школе.
Среди диалоговых форм библиотечной педагогики автор отмечает: беседу при записи подростка в библиотеку, беседу о прочитанном, беседу в ходе громкого чтения. Обсуждения и диспуты – это устные,  интерактивные методы, в ходе которых происходит интерпретация прочитанной книги. Также библиотечную педагогику трудно представить без использования игры.
На стр. 303-304 автор приводит методику игры в форме буклета, разработанную Н.К. Сафроновой, далее – настольные игры как разновидность библиографических игр: библиографические викторины, лото, домино, кроссворды, игры – путешествия («бродилки»)  и т.д.
Ко всем главам даны списки литературы, контрольные вопросы, в приложениях сценарии, методические указания, викторины сказок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу