пятница, 25 января 2013 г.

Месячник по военно-патриотическому воспитанию


Директорам муниципальных библиотек

Уважаемые руководители!

В феврале 2013 года во всех учреждениях культуры Псковской области будет проходить месячник по военно-патриотическому воспитанию населения «Знать и помнить». Военно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в работе практически каждой библиотеки. Предлагаем вам методические материалы, которые можно использовать при организации мероприятий в рамках месячника.
«Бережное отношение к истории нашей страны, к воинской славе отцов и дедов, - первый и совершенно необходимый шаг к строительству обновленной, крепкой и стабильной России».
В. В. Путин


            В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, определены цель, задачи и принципы патриотического воспитания, содержание, роль и место органов государственной власти, общественных объединений и организации по воспитанию патриотизма,  пути формирования патриотического сознания.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. 
 Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).
Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений.
1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
2. Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме, в последнее время для россиян это особенно актуально. «Для гражданина России особенно важны моральные устои, именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном авторитете» В. Путин.
3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.
5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.
7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
При проведении мероприятий месячника по военно-патриотическому воспитанию предлагаем использовать такие библиотечные формы работы как:
- Викторины, игры: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
- Конкурсы: «Я только слышал о войне»;
- Конкурсы патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»; Литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя, малая Родина!»
- Конкурс чтецов «Дети о войне»;
- Конкурс рисунков  «Война глазами детей» (основа данного мероприятия – личное участие в нем каждого ребенка.
- «Книжные выставки и детского творчества на военную тематику: «Русская воинская доблесть», «Путь мужества и славы», «Школа мужества», «Защита народа – священный долг», «Гордится Русь богатырями»;
- Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю» литературно-музыкальный вечер, «Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби, Афганистан живет в душе моей» литературно-музыкальная композиция, «Время выбрало их» вечер встречи поколений;
- Акции: «Солдатские письма», «Герои живут рядом»,  «От сердца к сердцу»;  «Вахта памяти», можно организовать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; линейки, посвященные памятным датам истории;
-   Уроки мужества: «Отечества славные сыны» выставка, «Два Георгия и победа в Великой Отечественной войне», историко-литературный час, «Золотые звезды земляков» урок патриотизма, час-реквием «Место подвига – Чернобыль», «Подвиг во имя России», «Моя Родина – Россия» урок патриотизма, час информации «Три символа родной державы.
Хотелось бы обратить ваше внимание на следующие сайты:
Сайты Интернета, посвященные истории Великой Отечественной войны:
Великая Отечественная война    -   Режим доступа:  http: //  www.bigwar.msk.ru/
На сайте вы сможете найти историю Великой Отечественной Войны, просмотреть фотографии, плакаты. Песни Великой Отечественной Войны.
"Победа. 1941-1945"   -   Режим доступа:  http: //  www.victory.rusarchives.ru/
Сайт "Победа. 1941-1945", размещенный на общероссийском портале "Архивы России", создан в соответствии с решением третьего заседания Российского организационного комитета "Победа" от 14 марта 2001 г., он входит в перечень мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
Непридуманные рассказы о Войне   -   Режим доступа:  http: //  www.world-war.ru/
Литература о Великой Отечественной войне: воспоминания участников, дневники, статьи, художественная литература.
События Великой Отечественной войны  -  Режим доступа:  http: //   www.velikvoy.narod.ru/
В главе «Календарь» Вы сможете найти обычный календарь, нажав в котором на интересующую Вас дату можно перейти к странице, на которой кратко рассказывается о событиях, произошедших в этот день в истории, прямо или косвенно касающиеся Великой Отечественной войны.
Электронный журнал «Мир истории»  -  Режим доступа:  http: //  www. gpw.tellur.ru/
Всех, кто интересуется, кому не безразлично героическое и трагическое прошлое нашей страны, кто не ищет простых ответов на сложные вопросы, электронный журнал «Мир истории» приглашает посетить проект «Великая Отечественная». Каждый человек имеет право на свою личную оценку исторических событий...
Праздник Великой Победы   -  Режим доступа:  http: //  www. victory-day.ru/
Сайт посвящен празднику Великой Победы советского и российского народа над фашизмом, одному из главных праздников России.
“Наша Победа. День за днем”   -  Режим доступа:  http: //  www. 9may.ru/
На сайте ведется календарь событий. Раздел “История дня” поведает посетителям сайта, что происходило на фронте и в тылу в это же время много лет назад. Сводки от Советского Информбюро, воспоминания фронтовиков, человеческие судьбы, военные фотографии, песни о войне - все это с максимальной точностью поможет воссоздать картины того времени.
Военная литература   -  Режим доступа:  http: //  www.militera.lib.ru/
Сайт “Военная литература”. Здесь собраны тексты, имеющие отношение к военной истории и истории войн. Большая часть текстов, представленных на сайте, касается Второй Мировой войны и ее предыстории: первоисточники, архивные документы, мемуары, исследования, проза и поэзия, пропагандистские материалы, уставы и многое другое, что заинтересует не только школьников и студентов, но и историков.
День Победы -  Режим доступа:  http: //  www.war-1945y.narod.ru
Сайт посвящён 9 Маю - Дню Победы! Сайт имеет несколько разделов: из истории о ВОВ, фотографии бойцов ВОВ, видеоклипы о ВОВ, медали времён ВОВ, противостояние СССР и фашистских стран, военные истории.
Герои страны  -  Режим доступа:  http: //  www.warheroes.ru/
На нем собраны сведения о 1685 героях Великой Отечественной войны, среди которых такие известные имена, как Георгий Жуков, Семен Буденный, Климент Ворошилов. Здесь также размещены все без исключения биографии Героев, кому это звание было присвоено дважды.
Великая война  -  Режим доступа:  http: //  www.velikvoy.narod.ru /
Сайт “Великая война”: хроника событий, боевые операции, карты и схемы, войсковые соединения, награды, статистика, документы и множество других материалов по истории Великой Отечественной войны.
Я помню  -  Режим доступа:  http: //  www.iremember.ru/
«Я помню!». Здесь собраны воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Воспоминания разбиты на разделы по родам войск, в которых служили их авторы. Так, можно познакомиться с воспоминаниями пехотинцев, танкистов, летчиков...
В работе по патриотическому воспитанию можно использовать материалы, которые находятся в секторе информации по культуре и искусству ПОУНБ:
Из опыта работы Островской центральной районной библиотеки: пакет документов / Остров. ЦРБ  Псков. обл. - Остров,  2005.  - 10 с. - Из содерж.: Программа военно-патриотического воспитания молодежи ; Информация о проведении декады "Права ребенка" ; К 60-летию Победы: рек. список лит. и др.
Жить - родине служить  :  патриот. воспитание молодежи : крат. список лит. / Псков. ОУНБ. - Псков , 2003. -24 с. - Список лит., посвящ. проблеме патриот. воспитания рос. молодежи. В него включены книги и статьи из газет и журналов.
Навечно выбиты в бетоне солдат погибших имена: материал для беседы / МУК "ЦГБ им. М. И. Семевского", б-ка-фил.  № 3. - Великие Луки , 2008. - 13 с..
Путь к солдатской доблести: метод. материалы в помощь военно-патриотическому воспитанию и профориентации юношества / Гос. ком. Псков. обл. по культуре ; ПОБДЮ им. В. А. Каверина ; сост. : Г. О. Матюхина, Л. А. Петрова.  - Псков , 2006. -52 с..
Также при подготовке мероприятий вы можете обратиться к уже известным методико-библиографическим материалам:

Вторая мировая война – уроки памяти  :  рек. библиогр. указ. книг  / ПОУНБ  ; сост. Н.А. Фролова. – Псков, 2010. – 68 с.

«И тут была битва Великая…» :  К 770-летию со дня Ледового побоища.  В 2-х ч. Методико-библиографические рекомендации /  ГУК «Пск. обл. универс. науч. б-ка»  :   отд. координации деятельности библиотек области  ;   2-е изд. перераб. И доп. – Псков  :   Псков. обл. универс. науч. б-ка, 2011 . -  112 с.

Инструктивно-методическое письмо к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. -  Псков. -  2000.

В данных рекомендациях представлены исторические источники и документы, библиографические списки и рекомендательный указатель литературы, сценарии библиотечных мероприятий.

«Память живущих почтенно хранит» :  К 65 - летию Победы :  методические рекомендации /  ГУК «Псков. обл. универс. Науч. Б-ка», отд. координации деятельности б-к обл. – Псков, 2010 .

Я счастлив жить, служить отчизне  :  к 100- летию со дня рождения А.Т. Твардовского :  метод. Рекомендации  /  ГУК  «Псков. Обл. универс. Науч. Б-ка», отд. координации деятельности библиотек области. – Псков, 2010. – 49 с.

Рекомендуем провести презентацию одной картины, представив на ней произведение Ильи Сергеевича Глазунова «Дороги войны».

             Свининников, В. «Дороги войны» Ильи Глазунова / В. Свинников  //  Честь Отечества.  -   2010.  -  № 5-6.  -  С. 56-57.












У этой картины трудная судьба. Ее не приняли к защите творческого диплома. Ее запретили экспониро­вать на выставках. Она была конфи­скована, и след ее потерялся. Автор­ская копия ее представлена теперь в Государственной картинной гале­рее Казахстана. Кому же мешала такая правда о войне?
Лучше всего выслушать самого художника, меч­тавшего войти в искусство с первых же шагов значительной работой: «Я давно вынашивал за­мысел многофигурного драматического полотна, которое должно выразить жгучую правду страшных дней нашего отступления 1941 года. Я должен увековечить события, свидетелем которых был, и о которых молчало советское искусство».
Пресловутый немецкий «блицкриг» развивался по­началу так стремительно, что ничего не подозревавшие дачники Ленинграда оказались внезапно почти на пере­довой и вынуждены были возвращаться с отступающими войсками. Трагедию и подвиг ленинградцев Илья Глазу­нов буквально выстрадал: отец и мать его, многие другие родственники умерли от голода в блокаду. Самого буду­щего художника вывезли на Большую землю по ладож­скому льду «Дороги жизни». Большой цикл его правди­вых работ посвящен блокаде, но он хотел выразить муже­ство, стойкость, веру в победу еще и в большом полотне... «Навсегда запомнились первые недели войны, когда я с родителями шел в бесконечной веренице таких же бе­женцев под палящим солнцем, под грозовым необъятным небом. Моя будущая картина виделась мне как великая народная трагедия, — пишет он в исповедальной книге своей «Россия распятая». — Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым по­током шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гони­мые бурей войны. Каждую минуту из разорванных гро­зовых туч могли появиться немецкие самолеты. Смерть, горе, рев моторов... золотая рожь вдавлена в землю гусе­ницами танков...
У обочины пыльной дороги, возле деревенского ко­лодца, собрались мучимые жаждой люди — разнопле­менная и разноязыкая Россия. В центре группы бежен­цев и местных жителей — русский солдат. В нем я хотел воплотить собирательный образ вечного воина русской истории, героя Куликова поля и Бородина, того самого русского солдата, которого почитали за образец лучшие полководцы мира. Мне запомнилось навсегда лето 1941-го: выцветшая гимнастерка с кругами пота, темное от загара лицо, синие брызги глаз под выгоревшими пшеничными бровями. В руках, как чашу богатырскую, он держит на­полненное до краев водой железное ведро, сверкающее на солнце. Он улыбается по-крестьянски красивой де­вушке с коромыслом, которая дала ему напиться. «Ниче­го, мы все равно вернемся!» Этот немой диалог — словно луч надежды в смятенном вихре остальных персонажей картины. Сидит на земле, охваченный усталостью и го­рем, опершись руками и потным лбом на палку, старик. На переднем плане, у обочины дороги, — русская жен­щина-мать со скорбным и мужественным лицом, на ру­ках ее белоголовый, как одуванчик, ребенок. Мимо нее движется нескончаемый поток людей. Сквозь пыль про­ступает река, потемневшая от грозового неба. У колодца, в водовороте людей — маленькая плачущая девочка, по­терявшая в этом аду своих родителей, держит в руках смеющуюся куклу, и азиат-красноармеец на белой вздыбленной лошади с развевающимся на ветру крылом простреленной плащ-палатки и забинтованной головой. Каждый участник моей картины — а их предполагалось более тридцати, не считая толпы по дороге, беженцев, солдат и скота, должен был не только передать свою биографию и психологию, но и раскрыть отношение и свое участие в стихии народного горя, мужества и страдания. Мне особенно хотелось показать в толпе солдат и бе­женцев могучую спину воина, снявшего с себя  гимнастерку, который крутит ручку колодца, поднимая со дна ведро холодной воды...»
В поиске характерных типажей для такого замысла студент Глазунов отправляется по совету друга в Сибирь, в Красноярск, на родину любимого им художника Сури­кова, создавшего монументальные картины о драматиче­ских моментах русской истории. Именно в Сибири, на­ставлял его друг, можно найти сохранившиеся в перво­зданной красоте народные характеры. Солдата в центре композиции он рисовал с красноармейца, которого «на два часа в полное распоряжение товарища художника» выделил командир части. Работа шла к завершению.
Но все повернулось иначе после успеха первой пер­сональной выставки Ильи Глазунова в Центральном доме работников искусств в 1957 году. Тогда зарубежная прес­са увидела в нем противника «соцреализма», жаждущего писать правду и только правду... И Глазунова исключают из института (правда, вскоре восстановили). Его предают наставники. И руководитель дипломной работы профес­сор Зайцев, сделал вид, что в глаза не видел ни почти гото­вого полотна, ни более сотни рисунков и эскизов к нему, и руководитель мастерской Борис Иогансон, президент Академии художеств СССР, прежде не раз отмечавший успехи своего подопечного, поспешно открестился от не­го, опубликовав статью с клеветническими утверждения­ми. Мэтр обвинил Глазунова: «Вместо колхозной темы он летом, когда студенты уезжают на летнюю практику, с разрешения дирекции закатил огромный холст 4 метра на 3 по эскизу, отвергнутому Ученым советом и мною, на тему «По дорогам войны». Что представила из себя эта картина? Кровавое небо с летящими черными воронами, группа беженцев, лежат девушки в позах, вызывающих определенные мысли, то есть та остринка... ужасов, кото­рые так притягательны и поощряемы некоторыми деяте­лями за рубежом в пику, как они выражаются, пресному социалистическому реализму...»
Как умудрился глава советских художников в скорб­ной фигуре, лежащей на земле старой, обессилевшей от долгого пути еврейки, чья голова лежала на коленях внуч­ки, девочки-подростка, разглядеть девушек в сексуаль­ных позах, которыми автор якобы хотел привлечь наив­ного зрителя? Но чего не сделаешь ради спасения, то ли знамени «соцреализма», то ли собственного благополу­чия под недремлющим оком ЦК...
Есть расхожее выражение о гениальных творениях, что они созданы «кровью сердца». В этой связи приведем слова Глазунова о работе над своим полотном: «Помню, как однажды, работая над холстом «Дороги войны», я об­наружил, что у меня кончились краски. Денег не было. Никогда не забыть, как появилась в дверях моя радостная Нина. «Вот краски», — сказала она, ставя на пол тяжелый пакет. Глядя в ее счастливые глаза, спросил: «Откуда?» На секунду опустив глаза, она ответила: «Мне дали день­ги родители». — «Мне не хотелось бы брать от твоих ро­дителей ничего. Я чувствую, как твой отец меня активно не любит». Восторженно глядя на мою картину, она, са­дясь рядом со мной, сказала: «Эти краски от меня, а не от них. Ты должен закончить свою гениальную работу — она несет великую правду, от которой все отвыкли...» Че­рез несколько дней, не помню, при каких обстоятельст­вах, из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я нагнулся, поднял и прочел: «Донорский обед». Догадка сверкнула в моей голове — вот почему она стала такой бледной за последнее время. Никакая это не усталость! Моя жена сдавала свою кровь и меняла ее на краски, которыми я писал. Не подозревая, какой ценой они получены!»
Свою «войну» с чиновниками от искусства и колле­гами, послушно шагавшими в ногу с установками партии, Илья Глазунов выиграл. Многомиллионные зрители на его выставках тому свидетели. Даже по социологическим опросам в конце прошлого столетия он признан самым выдающимся художником XX века. Его монументальные картины «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Вели­кий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь» камня на камне не оставляют от недавней официальной лжи соцреализма. Впрочем, отнюдь не комплиментарны по отношению к пришедшим на смену коммунистичес­кой утопии «младореформаторам» его полотна «Рынок нашей демократии», «Россия, проснись!» Сейчас многие картины Глазунова можно увидеть и в Третьяковской га­лерее, и во многих художественных музеях, а главное — в Московской государственной картинной галерее народ­ного художника СССР Ильи Глазунова. Растит талантли­вых национальных художников основанная и бессменно возглавляемая им Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. И Союз художников, и Акаде­мия художеств, не принимавшие в творческий союз все­мирно признанного мастера, давно уже исправили свою многолетнюю «ошибку». Илья Сергеевич — почетный академик Королевских академий в Мадриде и Барселоне, кавалер многих отечественных и зарубежных наград, лау­реат Высшей Российской Общественной награды орде­на св. Александра Невского «За труды и Отечество».



Нашей армии герои: военно-патриотическая игра для школьников

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы встретить наш государственный праздник - День защитника Отечества - 23 февраля. Отмечается этот праздник в нашей стране с 1918 года. Именно 23 февраля 1918 года был закон о создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей Родины от нападения врагов. Это день - дань уважения всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитниками были мужчины, то это воистину «мужской день», в который все представители сильного пола принимают поздравления и получают подарки. Мы приветствуем всех в нашем зале и желаем юношам счастья безграничного, здоровья богатырского, любви вечной!

Чтец:

Жизнь пройдет, а это не сотрется. Присягают Родине сыны. Пасмурно, но словно вышло солнце, Так глаза солдат просветлены. С кумачом деревья зашептались И застыли в гулкой тишине, А теперь лицом к лицу остались Родина и я наедине. Я клянусь без устали повсюду Охранять родимые края, Я тебе достойным сыном буду, Мать солдата, Родина моя. Я клянусь надежною защитой Заслонять тебя в любом бою. Никаким врагам не дам в обиду Мать солдата - Родину мою.

Ведущий:

Сегодня мы хотим предложить вам необычное состязание. К соревнованиям допускаются юноши (мальчики), обладающие полным боевым снаряжением: метким словом, вниманием, волей, терпением, выдержкой, юмором, вежливостью, смекалкой:
(Разделить класс на две команды; за правильный ответ выдавать жетоны; кто больше наберет жетонов, тот получит право первого хода в остальных состязаниях).

 Ведущий:

Сейчас будет разыграно право первого хода.
Во все времена острый ум, находчивость, сообразительность помогали оттачивать воинскую хитрость и справляться с противником. Итак, проверим эти ваши качества.
1.              Назовите самый большой пароход в мире? (Титаник)
2.              Кто изобрел первый компас? (Китайцы)
3.              Кто из стран изобрел бесхвостый вертолет? (Русские)
4.              Назовите первого российского президента. (Б. Ельцин)
5.              Назовите самую большую страну по территории. (Россия)
6.              Кто из стран изобрел первый военный корабль с паровым двигателем?
(США)
7.    Назовите имена ученых - изобретателей первого акваланга?
(Жан - Ив Кусто и Э. Гальян в 1943 г.)
8.              Назовите первого государя всея Руси. (Иван IV Грозный)
9.              Назовите первого космонавта. (Ю. Гагарин)
10.      Какой народ изобрел первые машины - автоматы? (древние греки)



Чтец:

Родина - мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, Это наше детство, наша юность, Это всё, что мы зовём судьбой. Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли -И на век останется святым... Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим.

Ведущий:

Так уж вышло, что история России - это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.
Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности.
Хазарское полчище, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт - все они искали мирового господства. У всех на пути к нему вставала Русь, Россия.
Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защитить, не жалея жизни, своё отечество.

Ведущий:

Наверное, когда-нибудь люди перестанут воевать. Но произойдет это, судя по всему, еще не очень скоро. А до той поры, пока полностью не исчезнет опасность новых войн, населяющим Землю народам и их правительствам придется заботиться о безопасности своих стран.

Чтец:

Российский воин бережет Родной страны покой и славу. Он на посту, и наш народ Гордится армией по праву. Спокойно дети пусть растут В российской солнечной отчизне -Он сохраняет мир и труд. Прекрасный труд во имя жизни.

Ведущий:

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя, земля сама не может: это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Дело воина-защитника всегда было в почете на Руси.
Юношам важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предлагаемых обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника отечества.
(По результатам ответов на предложенные вопросы определяется команда, которая получает право первого хода в течение всей игры).


Блиц-опрос (команды отвечают по очереди)

1.            Одно из самых главных качеств бойца, (стойкость)
2.            Столкновение стран с применением оружия и боевых действий на
длительное время, (война)
3.            Холодное оружие, атрибут формы морских офицеров, (кортик)
4.            Стремительное наступление, (атака)
5.            Переносная радиостанция, (рация)
6.            Другое название конницы, (кавалерия)
7.            Имя бойца, героя поэмы А.Твардовского. (Василий Теркин)
8.            Личный состав корабля, самолета, танка.(экипаж)
9.            Боец, которому поручен сбор данных о планах и действиях противника.
(разведчик)
10.  Способ воздушного боя: удар по вражескому самолету винтом или крылом.
(таран) Ведущий:

Давайте обратимся к народной мудрости. «Дурак любит красно, солдат любит ясно» - говорит пословица, то есть глупому нравится витиеватая, пространная, украшенная речь, солдату - краткая и ясная. Начинаем конкурс «Солдат любит ясно». Вы получите карточки, на которых написаны вторые половинки пословиц и поговорок. Начало пословицы буду говорить я, а вам предстоит найти и зачитать с карточки её окончание.
(Пока ребята изучают карточки можно поиграть с болельщиками)
Пословицы на карточках.
(первую половину зачитывает ведущий, вторую находят ребята на
карточках)

1.             Синица не птица, прапорщик (не офицер)
2.             Смерть солдату - (свой брат)
3.             Где коза прошла, там и (солдат пройдет)
4.             Где тесно, там и (солдату место)
5.             Солдат шилом бреется, (лыком греется)
6.             Сам в сапогах, (а след босиком)
7.             Пуля дура, (штык молодец)
8.             Казак без коня, что (солдат без ружья)
9.             Служивый что муха: где щель, там и постель, (где забор, там и двор)
10.     Легко про войну слушать, да (тяжело её видеть)
11.     Русский солдат, куда не пришел (всё дома)
12.     Солдат да малых ребят (бог бережет)
Загадки для болельщиков

1.  Петушок без глаз, а метко клюет (ружьё)
2.             Стоят три старушки: Вздохнут да охнут, вблизи все люди глохнут (пушки)
3.             Стоит черепаха - стальная рубаха, враг в овраг - да ещё где враг? (танк)
4.             Какое крыло без перьев? (самолетное)
       5. Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)

Ведущий: Итак, продолжим нашу игру.

1.              Назовите самые известные имена былинных богатырей. (Илья
Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
2.              Кто из богатырей носил прозвище «тихий» (Добрыня)
3.              Кому передал Святогор свой меч-кладинец? (Илье Муромцу)
4.      Как называется головной убор русского богатыря? (шлем)
5.              Какой князь Киевской Руси прославился многочисленными военными
походами в разные страны? (Святослав Игоревич)
6.              Кого победили русские воины на Куликовом поле? (татаро-монголов)
7.              Самый сильный, отважный и опытный воин-профессионал в Древней
Руси? (дружинник)
8.              Какой богатырь жил в Святых Горах? (Святогор)
9.              Чем прикрывал себя богатырь от ударов врага? (Щитом)
10.      Какой род войск Пётр I ставил на первое место, создавая новую
армию? (пехоту)
11.      Как звали пехотинца в русской армии, отличавшегося необычной
силой и небывалым ростом? (гренадер)
12.      Как называется широкая длинная сетчатая рубаха из мелких
проволочных колец, с короткими широкими рукавами? (кольчуга)
13.Что обычно служило дорожным указателем для богатыря? (камень с надписью)
Командирский эрудит
(конкурс для капитанов)
Выбирается эрудированный участник команды. Каждому задаётся по пять вопросов:
1.             Рядовой в шахматах (пешка)
2.             Старинное название русского войска (рать)
3.             Что у солдата под кроватью? (порядок)
4.             Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу?
(юнга)
5.    Сколько лошадей в эскадроне? (100)
Для второго капитана:
1.             Как называется пистолет в криминальной литературе? (пушка)
2.             Воздушный флот (авиация)
3.             Солдат спит, а она идет. Что это? (служба)
4.             Обращение к командиру батальона солиста группы «Любэ» (Батяня-
комбат)
5.      Летний головной убор солдата? (пилотка)

Ведущий:

Вот и подходит к концу наша игра. Нам осталось только подвести итоги, и определить победителя. (В ходе игры командам раздаются жетоны, в конце подсчитывается количество жетонов и определяется победитель).

Ведущий:

Мы поздравляем победителей и проигравших тоже. Ведь вы все прошли испытания и показали свою смекалку и эрудированность. Желаем вам - так держать и быть хорошими воинами.









***
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Составитель: Власенко Ольга Алексеевна, зав. сектором отдела координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки.



2 комментария:

  1. Лариса Лысанова27 января 2013 г., 14:09

    Спасибо! Как кстати ваши рекомендации!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое за помощь в организации работы по военно-патриотическому воспитанию. Очень помогли сценарии для работы.

    ОтветитьУдалить

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу