среда, 17 апреля 2013 г.

День гражданина Информационного общества. Методические рекомендации к проведению областной акции

27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) объявила 17 мая Всемирным днем Информационного Общества. Этот  день был выбран не случайно. 17 мая 1865 года в Париже представителями 20-ти европейских государств был подписан договор о создании Международного Телеграфного Союза (International Telegraph Union - ITU), основной целью которого было определение единых стандартов для телеграфной связи того периода.
Основной целью информационного общества является формирование на базе современных информационных технологий информационных ресурсов и пространств различного назначения для удовлетворения потребностей отдельных лиц и общества в целом в получении различного рода информации.


В нашей стране создание информационного общества является одним из основных приоритетов государственной политики. Основными задачами создания информационного общества выступают:
·      создание юридических основ информационного общества,
·   закрепление прав граждан на получение информации, ее распространение и использование,
· формирование электронного государства, электронной торговли,  создание экономики, устойчивой к конкуренции,
·      создание информационного рынка и рынка знаний,
·  сохранение исторического, литературно-культурного наследия, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры,
·   устранение отсталости страны в области ИКТ и другие необходимые задачи.
В реализации государственной      политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.
На первом (1991 – 1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.
Второй этап (1994 – 1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.
Третий этап, который длится и поныне, - этап формирования политики в сфере построения информационного общества.
В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002 -2010 гг.», которая  дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах, а в 2010 г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020)».
Основные направления программы: повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса; электронное государство и повышение эффективности государственного управления; развитие российского рынка ИКТ и российских технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике; преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества; обеспечение безопасности в информационном обществе; развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.
Ключевые мероприятия программы  в 2012 году были  направлены на:
  • создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти,
  • создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне, формирование единого пространства доверия электронной подписи;
  • формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты,
  • создание единой системы учета записей актов гражданского состояния (Электронный загс);
  • создание организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги;
  • создание национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности представляются пользователю как интернет-сервис;
  • создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента;
  • создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России.
Роль публичных библиотек в становлении информационного общества
В период становления информационного общества роль публичных библиотек исключительно велика. Являясь частью системы образования и пожизненного обучения, публичные библиотеки в условиях формирования информационного общества должны  обеспечивать пользователям доступ к имеющимся электронным каталогам других публичных библиотек, к справочным (в особенности энциклопедическим) базам данных, к электронным журналам, к всемирной информационной “паутине”- Интернет, к электронным коллекциям профильных нетекстовых документов (картографических, нотных и изоматериалов, звуко- и видеозаписей и др.), к мультимедийным учебным материалам, к электронным пакетам для самообразования, к электронным материалам досугового характера и, наконец, к электронным библиотекам. С точки зрения сервиса пользователям должны быть обеспечены: поддержка в поиске глобальных информационных ресурсов; оценка достоверности полученных данных; помощь в изучении возможностей для образования и обучения; интерактивное взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями; участие в виртуальных мероприятиях (выставки и т.п.); помощь в поиске  Интернет-сообществ по интересам.
В целях усиления социальной защищенности и активности граждан в публичный доступ должны быть предоставлены: правительственная информация и официальные публикации; законы, законодательные и иные материалы, определяющие права граждан; электронные СМИ, а также: информация о деятельности федеральных, региональных и местных органов власти, включая вопросы формирования и использования бюджета; о системе налогообложения; о порядке выдачи лицензий; о системе социального обеспечения и здравоохранения; о деятельности муниципальных служб; о развитии района, города / села, региона; об общественных организациях, включая политические партии, объединения по интересам и т.п. Дополнительный сервис, который должна предоставить гражданину публичная библиотека в информационном обществе, включает: обеспечение интерактивного взаимодействия с депутатами, специалистами, объединениями; осуществление теледемократии - выражение мнения по тому или иному вопросу, электронное голосование.
Неоценимую поддержку  публичная библиотека может оказать представителям малого и среднего бизнеса.  Любой успешный бизнес рассматривает и использует информацию в качестве важнейшего организационного ресурса.
Индивидуальные предприниматели практически лишены возможности нанимать информационных специалистов или приобретать дорогостоящие базы данных по бизнесу или иные источники информации, необходимые для маркетинга и развития. Публичные библиотеки с помощью накопленных коллекций и сетевого взаимодействия могут обеспечить доступ к законодательным и нормативным документам и базам данных, к стандартам, к информации о различных регионах и странах и их рынках, к базам данных о разнообразных продуктах и услугах, производителях и потребителях и т.д.
В информационном обществе усиливается  стремление каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. В публичных библиотеках сосредоточены уникальные краеведческие фонды, обладающие с этой точки зрения безграничным потенциалом. Перевод наиболее значимых документов в электронную форму с одной стороны послужит их сохранности, с другой - обеспечит их широкое распространение. Локальные коллекции электронных документов должны стать неотъемлемой частью национальной электронной библиотеки, доступной в общенациональном и мировом масштабе. Помимо этого, использование в библиотеках сетевых технологий может помочь этническим, религиозным и другим меньшинствам приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь.
            Библиотечная акция «День гражданина Информационного общества»
В мае 2013 года в муниципальных библиотеках Псковской области пройдет  областная библиотечная акция «День гражданина Информационного общества», приуроченная к Всемирному  дню Информационного общества (17 мая). 
Предлагаем вам  методические рекомендации, как можно организовать и провести акцию. В приложении Вы найдете материал (репортаж)  с места событий – Всемирный день Информационного общества в Псковской областной универсальной научной библиотеке 17 мая 2012 г.
Цель акции - раскрыть преимущества информатизации и использования Интернет-технологий в повседневной жизни каждого человека.
Задачи акции:
привлечение внимания населения к областной целевой программе «Формирование элементов электронного правительства Псковской области  на 2010 -2012 годы»;
знакомство граждан с современным состоянием и перспективами развития электронных государственных услуг федерального и регионального уровня – Порталом государственных органов Псковской области;
демонстрация возможностей библиотеки и условий получения услуг в электронной среде;
развитие сотрудничества и социального партнерства с целью устранения информационного неравенства жителей Псковской области.
Программа Дня предусматривает целый комплекс мероприятий, которые заинтересуют людей разных возрастов, и в разной степени владеющих компьютерными технологиями.
В программу «Дня гражданина Информационного общества» могут войти:
·   презентация программы «Формирование элементов электронного правительства Псковской области  на 2010 -2012 годы»;
·  демонстрация современных электронных услуг и информационных ресурсов на интерактивной площадке - «Электронное правительство»;
·    бесплатные обучающие семинары «Электронные услуги он-лайн», «Псковская область в Интернете»; "Безопасный Интернет для детей";
акция для новичков Интернета "Сделай свой первый клик сегодня";
·       дискуссия "Электронная книга: ридеры и контент";
·       тестирование навыков компьютерной грамотности "IT-барометр";
·   презентации интернет-ресурсов нон-стоп "Мир женщины: здоровье, хобби, чтение, покупки"

Для  проведения  мероприятий, входящих в программу «Дня гражданина информационного общества», предлагаем организовать тематические зоны:
·        «Площадь государственных услуг» (электронные услуги исполнительных органов власти федерального и регионального уровня),
·        «Правовой перекресток» (справочно-правовые системы, бесплатные юридические консультации),
·        «Банковский  проезд» (банковские электронные услуги),
·         «Пресс-проспект» (Интернет-проекты средств массовой информации).

       В акцию можно включить  участие сотрудников Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Псковской области в рамках тематической зоны «Правовой перекресток» с презентацией информационно-правовой системы «Законодательство России»,  в рамках тематической зоны «Пресс-проспект» - представителей СМИ, «Площадь государственных услуг» - представителей органов власти и т.д.
      Центральным событием акции может стать демонстрация современных электронных услуг и информационных ресурсов на специализированной площадке «Инфодром», в работе которой могут принять  участие представители региональных управлений федеральных служб: налоговой, миграционной, судебных приставов, Росреестра, Пенсионного фонда, управления информационно-коммуникационных технологий Псковской области, УМВД России.
Посетителям библиотек в этот день можно предоставить возможность оформить  гражданский и заграничный  паспорт нового образца, подать заявление и сфотографироваться на заграничный паспорт прямо во время проведения акции, самостоятельно осуществить поиск работы на сайте «Работа в России», получить индивидуальные консультации по вопросам назначения и выплат социальных пособий гражданам, имеющим детей.
Для тех, кто готов самостоятельно пользоваться электронными сервисами, будет полезен бесплатный обучающий семинар «Государственные услуги онлайн». Новички, ни разу не бывавшие в глобальной сети, но желающие это сделать, смогут стать участниками акции «Сделай свой первый клик сегодня». Опытные пользователи компьютера получат возможность проверить свои знания и умения в рамках специального тестирования «IT-барометр» и получить сертификат.
   Отдельной темой Дня гражданина информационного общества может быть тема — «Женщины и девушки в ИКТ».  «Мир женщины: здоровье, хобби, чтение, покупки» — так называется цикл презентаций, которые  проводятся в режиме нон-стоп. Слушательницы узнают, где искать в Сети информацию о книжных новинках, как выгодно совершить интернет-шоппинг, сохранить здоровье и красоту, научиться различным видам рукоделия.
   Кроме того, в день проведения  акции  можно провести различные мероприятия (информационные, познавательные  часы, игры, дни открытых дверей), на которых читатели будут иметь возможность познакомиться с сайтом Псковской областной универсальной научной библиотеки, его электронными ресурсами, в т.ч. сводным электронным каталогом «Псковиана», виртуальными выставками и ресурсами, сопровождаемыми новыми, привлекающими внимание и визуально обогащенными Flash –технологиями. 
Акция «День «Тимуровца» Информационного общества»
Еще одним вариантом  проведения «Дня гражданина Информационного общества может быть организация в рамках  акции Дня «Тимуровца» Информационного общества». Речь идет о привлечении  волонтеров – школьников муниципального образования к обучению компьютерной грамотности лиц старшего возраста, которым подчас сложно научиться пользоваться электронными государственными услугами, так как молодежь гораздо быстрее «находит общий язык» с компьютером, а многие молодые люди готовы поделиться своими знаниями и навыками в использовании ИКТ.
·    Для подготовки и проведения акции предварительно сформируйте инициативную группу, в которую, кроме библиотечных работников, могут войти представители органов образования  - директор школы, учитель информатики.
·   Составьте программу проведения Дня «Тимуровца» информационного общества, в  которой наметьте начало и продолжительность мероприятия, чайные / кофейные паузы, подведение итогов, награждение и т.д.
· На первоначальном этапе необходимо выявить волонтеров, которые будут помогать в обучении, подобрать обучаемых, желающих пройти обучение. Волонтеров можно найти среди школьников среднего и старшего возраста (желательно и девочек, и мальчиков).
·  Примерные категории обучаемых: неработающая женщина 50 – 55 лет (не пенсионерка),  пенсионерка 55- 65 лет, мужчина (женщина), потерявший работу во время кризиса 45 – 50 лет, работающая женщина (мужчина) любого возраста, которым компьютерная грамотность необходима для  работы, молодая женщина – до 40 лет из сельской местности и др.
· Пригласите  гостей, среди которых могут быть представители Администрации вашего района, депутаты, представители СМИ.
· Подготовьте технические средства -  компьютеры (ноутбуки), принтер, сканер; для награждения участников -   дипломы школьникам и обучаемым,  сувениры.
·   «Тимуровцам» раздайте  памятку (методика обучения).
  • Заключительный этап - подведение итогов, награждение взрослых и детей, получение обучаемыми краткого резюме от «тимуровца» по итогам обучения, выступление гостей праздника.
Несколько советов, как грамотно организовать и провести акцию.
Акция (лат. Action) – действие, направленное на достижение цели.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.
Акция – это должно быть ярко!
Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1.     Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);
2.     Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3.     Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4.     Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;
5.     Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6.     Состязательность (конкурсы, турниры);
7.     Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.;
8.     Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.  

Остановимся подробнее на пошаговом создании акции.

Шаг № 1. Определение информационного повода.
Поводом  для библиотечной  акции может быть:
·        значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная  и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема года;
·        проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);
·       проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи, семейное чтение и др.);
·        проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
·        реализация программы, проекта в библиотеке .
Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Шаг № 2. Определение целевой аудитории.
Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит разработка всей программы акции. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.
·        Молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
  •   Дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);
  •    Молодые родители;
  •    Читатели, условно поделенные на группы по профессиональным признакам:
Ø предприниматели,
Ø педагоги и воспитатели,
Ø муниципальные служащие и др.;
      ·      Массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Ключевые моменты акции.
Определение ключевых моментов планируемой акции: что есть, что планируется, какие есть ресурсы, кто участники, на кого рассчитана акция, какие ожидаются результаты и т.п. Все эти моменты очень важны и должны быть конкретны.

Шаг № 4. Составление плана.
Он включает:
·        определение темы акции;
·        определение цели и задач акции;
·        название, девиз;
·        определение даты (место, время) проведения;
·        разработка положения о проведении акции;
·        распределение и закрепление ответственных за акцию;
·        составление списков организаторов, участников, приглашенных гостей;
·        рассылка пресс-релизов, привлечение СМИ;
·        подготовка атрибутов акции;
·        подготовка и тиражирование печатной продукции (плакаты, закладки, буклеты и пр.);
·        определение сметы акции.


 Шаг № 5. Написание сценария (программы) акции.
 Ранее уже говорилось, что акция – это большое и яркое комплексное мероприятие событийного характера. А чтобы оно было таковым, в сценарии должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т.п.
Сценарий (программа) акции по насыщенности мероприятиями зависит от ее цели. От цели зависит и продолжительность акции.
Примерные формы мероприятий программы акции:
                        Ø праздники, презентации, экскурсии, шествия;
                        Ø встречи с писателями, известными людьми;
                        Ø дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
                        Ø опросы, анкетирования, тестирования;
                        Ø игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
                        Ø книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

 Шаг № 6. Проведение акции.
В акции необходим один координатор (модератор, ведущий, организатор – тот, кто знает ответы на все вопросы и ведет всю акцию). Организатор должен знать все варианты проведения акции при непредвиденных обстоятельствах:
      Ø А что делать, если будет плохая погода?
      Ø А что делать, если участников будет меньше, чем планируется?
      Ø А что делать, если не хватит средств, призов?
      Ø А что делать, если не приедут СМИ?

Шаг № 7. Анализ акции.
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя следующие важные компоненты:
·        ход мероприятия в целом;
·        наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации мероприятия;
·        общую эффективность мероприятия;
·        отклики в СМИ на проведенную акцию;
·        отзывы участников акции.
Такой анализ поможет сделать выводы, уроки и рекомендации, которые необходимо учесть при составлении последующих мероприятий. А самое главное – удалось ли донести ту ключевую мысль, идея которой вкладывалась в акцию. Ведь, по сути, смысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий.
Умение создавать акции заключается в умении сочетать форму и содержание. В этом заключается основной алгоритм акции: СОДЕРЖАНИЕ – ЧТО?; ФОРМА – КАК?
              Для успешного проведения акции  разрабатывается рекламная продукция, например:
·        флаеры с девизом акции;
·        открытки-приглашения с программой акции;
·        листовки с высказываниями о чтении известных людей (если акция посвящена чтению)
·        книжные закладки;
·  аннотированные рекомендательные списки лучших молодежных, познавательных, литературных сайтов.

  Дня гражданина информационного общества в средствах массовой информации.
Пример рекламы

ВЫ УВИДИТЕ
как быстро и легко Интернет помогает решать многие бытовые проблемы
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
пользоваться разнообразными электронными услугами
ВЫ ПРОВЕРИТЕ
свои знания и умение работать на компьютере
ВЫ ПОПРОБУЕТЕ
сделать первые шаги в мире электронной информации
ВЫ УЗНАЕТЕ
что такое электронные книги и в чем их преимущества
ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ
с полезными интернет-ресурсами, которые делают жизнь комфортной и увлекательной
ВЫ ПОЛУЧИТЕ
много полезных сведений о современных интернет-технологиях.
Искусство создавать акцию – это искусство создавать событие, используя имеющиеся ресурсы, опыт и внутреннее чутье, четко осознавая ответственность за тот результат, который будет получен.


Уважаемые коллеги!
Удачи Вам в проведении акции!

            В 2012 году Псковская областная универсальная научная библиотека при проведении акции, приуроченной к Всемирному Дню Информационного общества, демонстрировала возможности мобильного комплекса  информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), при желании Вы можете воспользоваться его услугами  к «Дню гражданин Информационного общества»

Приложение.

Список  литературы в помощь проведению акции.
1. Аманова, Г. К.    О культуре чтения в современном информационном обществе[Текст] / Гульназ Кемелджановна ; Г. К. Аманова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2011. - № 3. - С. 62-65. 
2. Варламова, Т. Н.
   Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки / Т. Н. Варламова ; Т. Н. Варламова // Библиотека в эпоху перемен. - 2010. - N 1. - С. 10-14.
3. Жабко, Е. Д.    Виртуальные социальные сервисы в среде электронных библиотек. / Елена Дмитриевна ; Елена Жабко // Библиотечное дело. - 2009. - N 15. - С. 18-19. 
4.  ЖКХ : вопросы и ответы : методические рекомендации / ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», Отдел координации деятельности библиотек области ; [ сост. : А. Л. Левченко, О. А. Власенко, А. О. Пьянков; отв. ред. В. И. Павлова ]. - Псков : ПОУНБ, 2012. - с. 56. (Открыто и доступно каждому жителю. Вып. 1)
5. Кузьмин, Е. И.    Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России и в мире[Текст] / Евгений Иванович ; Евгений Иванович Кузьмин // Библиотековедение. - 2011. - N 1. - С. 92-96. 
6. Кузьмин, Е. И.    Программа ЮНЕСКО "Информация для всех"[Текст] / Евгений Иванович ; Е. И. Кузьмин // Библиотека и закон. - 2012. - № 1 (32). - С. 213-227.
7. Кузьмин, Е. И.    Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее[Текст] / Евгений Иванович ; Евгений Иванович Кузьмин // Библиотековедение. - 2012. - № 4. - С. 25-30. 
8. Кузьмин, Е. И.    Сохранение информации: прошлое, настоящее, будущее[Текст] / Евгений Иванович ; Евгений Иванович Кузьмин // Библиотековедение. - 2012. - № 3. - С. 11-16. 
9. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ ; Рос. ком. Прогр. ЮНЕСКО "Информ. для всех" ; Рос. нац. б-ка ; [подгот. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов]. - СПб. : Российская национальная библиотека, 2004. - 96 с.
10. Лещинская, Вероника Владимировна.    Библиотека в информационном обществе / Лещинская Вероника Владимировна // Мир библиографии. - 2005. - № 3. - С. 22-24.
11Население – власть : диалог в режиме одного окна. Пункты общественного доступа в библиотеках : методические рекомендации / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка", Отд. координации деятельности б-к обл. ; [сост. А. Л. Левченко ; отв. ред. В. И. Павлова]. - Псков : ПОУНБ, 2012. - 56 с. : ил.
12. Наука в информационном обществе / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Рос. ком. Прогр. ЮНЕСКО "Информ. для всех", Рос. нац. б-ка ; [подгот. Е.И. Кузьминым, В.Р. Фирсовым]. - СПб. : Российская национальная библиотека, 2004. - 120 с.

13. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех". Информация для жизни / UNESO. Орг. Объед. Наций по вопросам образования, науки и культуры, Сектор коммуникации и информации. - Париж ; Москва : [б. и.], 2006. - 15 с. 
14. Россинская, С. В.
   Библиотеки в информационном веке / С. В. Россинская ; С. В. Россинская // Новая библиотека. - 2009. - N 7. - С. 33-38.
15. Сеславинский, М. В.    Издательства и библиотеки: вместе - к формированию современного информационного общества в России[Текст] / Михаил Вадимович ; Михаил Вадимович Сеславинский // Библиотековедение. - 2010. - N 5. - С. 1.
16. Соколов, Аркадий Васильевич
   Информационное общество в виртуальной и социальной реальности / А. В. Соколов ; М-во культуры Рос. Федерации, Санкт.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2012. – 349 c
17. Соколов, А. В.   Информационное общество и библиотеки[Текст]. Ч. 2 : Гуманистический символ нации / Аркадий Васильевич ; Аркадий Васильевич Соколов // Библиотековедение. - 2011. - N 4. - С. 28-36. 
18. Состояние исследований по проблемам информационного общества / М-во культуры и массовых коммуникации РФ ; Рос.ком.Прогр.ЮНЕСКО "Информ. для всех"...  - СПб. : Российская национальная библиотека, 2004. - 98 с.
19. Терещенко, С. С.    Иновации и информационное общество России / Сергей Сергеевич ; С. С. Терещенко // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. - 2010. - N 3. - С. 14-21. 
20. Туризм : реальный и виртуальный. Путешествуем по Псковщине : методические рекомендации / ГБУК «Псковская областная универсальная научная, библиотека», Отдел координации деятельности библиотек области ; сост. А. Л. Левченко ; отв. ред. В. И. Павлова. - Псков : ПОУНБ, 2012. – 56 с.
21. Уэбстер, Фрэнк.
   Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной ; под ред. Е.Л. Вартановой. - М. : Аспект пресс, 2004. - 400 с.  
22. Фирсов, В.    Библиотека - сердце информационного общества / В. Фирсов // Библиотечное дело. - 2003.- №12. - С. 24-25.
23. Формирование и сохранение культурного наследия в информационном обществе / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Рос. ком. Прогр. ЮНЕСКО "Информ. для всех", Рос. нац. б-ка ; [подгот. Е.И. Кузьминым, В.Р. Фирсовым]. - СПб. : Российская национальная библиотека, 2004. - 112 с.

24. Электронное взаимодействие граждан и государства [Электронный ресурс] : межрегиональная конференция из цикла "Власть. Население. Библиотеки" : фотографии, видеоматериалы, тезисы докладов, Псков, 14-15 марта 2012 г. / Гос. ком. Псков. обл. по культуре, ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка". - Мультимедийное электронное издание (1,44 Гб). - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2012. 

25. Сохранение электронной информации в информационном обществе : сборник материалов Международной конференции (Москва, 3-5 октября 2011 г.) / [сост.: Е. И. Кузьмин, Т. А. Мурована ; пер.: Е. В. Малявская, Т. О. Зверевич]. - Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. - 311 с.

26.  Электронная демократия[Текст] // Современная библиотека. - 2012. - № 4. - С. 15.
27. ЮНЕСКО.
   Стратегический план программы ЮНЕСКО "Информация для всех" 2008-2013 гг.[Текст]
// Библиотека и закон. - 2012. - № 1 (32). - С. 35-58.
28. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Рос. ком. Прогр. ЮНЕСКО "Информ. для всех", Рос. нац. б-ка ; [подгот. Е.И. Кузьминым, В.Р. Фирсовым]. - СПб. : Российская национальная библиотека, 2004. - 120 с.


Материал подготовила:
Сипцова Л.А., гл. библиотекарь отдела координации
деятельности библиотек области ПОУНБ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу