четверг, 18 апреля 2013 г.

Итоги года. Рекламно-издательская деятельность



«Всему меняют цену времена
И от иного ни пера, ни пуха…
Но для людей пока, как хлеб она,
Библиотека – храм души и духа».
  В. Удалов
         
Рекламная деятельность – это неотъемлемая часть творческой работы библиотек Псковского региона. С её помощью читатели имеют возможность узнавать о ее прошлом, настоящем и будущем, о новых возможностях библиотек и перспективных планах, инновационных проектах.
  В 2012 году рекламная деятельность областных и муниципальных библиотек региона поднялась на более высокий качественный уровень, разнообразнее стали и формы рекламы: анонсировались мероприятия,  рассказывалось о новых формах обслуживания населения и  информационно-библиотечных услугах и ресурсах, о новых книгах и авторах, об общественно-значимых событиях в жизни библиотечного сообщества.

    Можно выделить следующие основные направления в этой сфере:                                
  • реклама библиотеки и библиотечных услуг;
  • развитие  рекламно-издательской деятельности библиотек;
  • использование Интернет-ресурсов в продвижении книги и чтения;
  • взаимодействие со средствами массовой информации;
  • организация рекламных библиотечных акций;
  • внедрение инновационных библиотечных форм (либмоб, флешмоб и прочее); 
  • разработка собственного фирменного стиля библиотеки, рекламной продукции;
  • организация библиотечных рекламных акций, конкурсов;
  • развитие социального партнерства и волонтерского движения;
  • работа по привлечению благотворителей, попечителей, меценатов;
  • мониторинг организации библиотечной деятельности и качества услуг.
    Рекламно-издательская деятельность способствует не только продвижению книги и чтения, популяризации информационных ресурсов библиотек и  библиотечных услуг, но и является стимулом для развития творческих способностей библиотечных специалистов, важным инструментом информирования населения городов, поселков и деревень региона о краеведческих находках, книжных новинках и редких книгах. У библиотечных работников  с каждым годом совершенствуются навыки издательской деятельности. Издаваемая рекламная продукция стала более разнообразна, как по тематике, так и по целевому назначению: библиографические пособия, памятки, буклеты, проспекты и другая рекламная продукция. Все просто не перечислишь, иначе получился бы отдельный солидный сборник.
   Наиболее популярной в библиотечной деятельности является печатная реклама, которая на сегодня представлена самыми разнообразными изданиями: это и буклеты  библиотек и отделов; информационные рекомендательные списки литературы; объявления и пригласительные билеты, памятки и закладки для читателей.
    За отчетный год в Великолукской ЦРБ издано 42 издания. Среди них: буклеты: «Ищем книгу», «Марков Александр Иванович – Герой Отечественной войны 1812 г, «Права ребенка», «Столыпин Петр Аркадьевич», «Добро и милосердие. Что стоит прочесть?» и др., брошюры: «Знаменитые люди Великолукского района», «Наши верные друзья» (Рекомендательный список литературы, посвященный домашним животным и уходу за ними), «Славься в веках, 1812 г.!» (рекомендательный список литературы), «Как составить библиографическое пособие»; памятка: «Кодекс этики российского библиотекаря» и другие.
  Одним из приоритетных направлений  в работе многих библиотек является выпуск библиографических пособий, в которых реализованы творческие замыслы профессионалов. Традиционно в библиотеках области издавались малые формы библиографии – книжные памятки, закладки, информационные списки о новинках литературы. Проводились презентации изданий и информационно-методических материалов среди работников библиотек на областных и районных семинарах, Зональных школах качества. Презентация библиографического указателя «Природа Бежаницкого района» была проведена библиографом Семеновой С.Н. на областной творческой лаборатории «Библиотеки и экологическое просвещение населения» в феврале 2012 года, а на областном экологическом конкурсе «Твой след на земле» этот указатель получил диплом 2-й степени в номинации «Самое информативное библиографическое пособие по экологии».
      Стала уже традицией в библиотеках региона подготовка биобиблиографических указателей литературы к юбилейным датам известных писателей и местных авторов. В 2012 году в Новоржевском районе выпущен указатель «Листая жизни календарь» к 75-летию со дня рождения краеведа, журналиста и писателя В.М. Федорова. С целью правового образования граждан в библиотеках издавались буклеты, дайджесты, памятки. В Новосокольническом районе в серии «Новые законы» выпущены издания: «Разъясняем закон «Об основах охраны здоровья населения», «Все о материнском капитале», аннотированный список литературы из фонда ЦПИ «Я ученик, студент, гражданин» и другие буклеты, касающиеся семейно-правовых отношений.
  Куньинской районной библиотекой был выпущен ряд буклетов о возможностях и направлениях деятельности библиотеки: «Почитаем» (лучшие книги для юношества), «Выборы и будущее страны», «Скорая юридическая помощь», «Валеология. Здоровый образ жизни».  Кроме того, были разработаны и другие виды продукции: памятка «От абитуриента до студента», путеводитель «Есть в памяти мгновения войны: история Куньинского края в Интернет», информационные бюллетени. В ходе подготовки к наиболее значимым мероприятиям создано 16 электронных презентаций.
 
   Одним из главных направлений рекламной деятельности библиотек региона является сотрудничество со средствами массовой информации, городскими и районными газетами, радио и телевидением, информационными Интернет-агентствами. Информационную поддержку муниципальным библиотекам оказывают: телерадиокомпании ГТРК «Псков» и «ТЕЛЕКОМ», областное радио,  региональные газеты - «Псковская правда», «Псковские новости», «Псковская провинция», «Аргументы и факты. Региональное приложение «Псков», «Комсомольская правда в Пскове и  в Великих Луках», «Курьер. Псков – Великие Луки», «Стерх», районные газеты, информационные агентства – Псковская лента новостей, Псковское агентство информации, Центр деловой информации Псковской области, PskovLive.ru (Твой город On-line), пресс-центры Администрации Псковской области, Государственного Комитета Псковской области по культуре. Радует, что в передачах областного телевидения и радио идет рассказ о работе лучших библиотек региона, об их сотрудниках и ветеранах библиотечного дела. 
     Активную работу со СМИ ведет Центральная городская библиотека города Пскова. На все крупные мероприятия приглашаются журналисты печатных и электронных изданий, радио и телевидения, регулярно распространяются через СМИ пресс-релизы.  Всего за 2012 год размещено 126 публикаций о городских библиотеках, в том числе 51 - в печатных источниках, 50 - в электронных, показано 25 сюжетов на телевидении. Кроме того, используются и другие информационные ресурсы для продвижения деятельности псковских библиотек. Так, информация о литературно-краеведческой конференции «Писатели – современники 1812 года» была размещена на сайте Дома Писателей Санкт-Петербурга, регулярно размещается информация на сайте «Наследие Земли Псковской».
     В Великих Луках налажены партнерские связи библиотек с газетами «Великолукская правда. Новости», «Великолукская правда», «Ведомости Псков - Великие Луки», «Стерх - Луки».; с телерадиокомпаниями – «ВТРК «Псков», «ИмпульсТВ», «Рапид» и другими; с городскими  информационными Интернет-ресурсами и др. В 2012 году в местной прессе работа городских библиотек г. Великие Луки освещалась более 120 раз. Телевидение осветило в своих сюжетах: открытие  выставок в  библиотеках, крупные городские мероприятия, проведение Дня библиотек.
   В течение 2012 года библиотекари районных библиотек рассказывали о проводимых мероприятиях на страницах местной прессы. Часто публикуются материалы о библиотеках на страницах районных газет Великолукского, Гдовского, Куньского, Опочецкого, Островского, Печорского, Плюсского районов. Авторами публикаций являются как библиотекари, так и журналисты, а также сами читатели.  
 
Библиотекари и корреспонденты газет писали о библиотечных презентациях, о приоритетных направлениях деятельности, о новинках литературы, партнерах библиотек. Так,  в газете «Гдовская  заря» за прошедший год было опубликовано 45 таких статей. Библиотеки Дедовичского района тесно сотрудничают с редакцией газеты «Коммуна» и телестудией «Альфа», для которых является постоянным источником материалов о библиотечных мероприятиях, о новой поступившей в фонды литературе. В Красногородском районе продолжилось активное сотрудничество библиотек с коллективом местной газеты «Заря», на ее страницах размещено 22 публикации, а сотрудники редакции газеты являются частыми гостями библиотек. С целью создания положительного образа библиотек Локнянского района на страницах газеты «Восход» было опубликовано 38 статей о деятельности библиотек, в том числе обзоры литературы, беседы о лучших читателях. Регулярно была представлена работа библиотек на страницах районной газеты «Пламя» Куньинского района, за год опубликовано 26 статей.
   Рекламной деятельностью занимались как работники Новосокольнической центральной библиотеки, отдела по работе с детьми, так и сельские библиотекари. Прежде всего, активно в этом направлении работала Л.Г. Аржаник, библиотекарь Назимовской сельской библиотеки. Она писала о работе библиотеки с населением, об интересных мероприятиях, творческих планах и победе в областном конкурсе «Откуда есть пошла Земля Русская». Со словами благодарности в адрес библиотечных работников выступили активисты Жижицкой, Усмынской, Пухновской, Груздовской сельских библиотек.
    В газете «Невельский вестник» наибольший интерес представляют публикации: «Что хранит в себе Невельская земля» (о выездном мероприятии на базе Трехалёвской сельской библиотеки для библиотечных работников); «Мир, открытый каждому» (о ветеранах библиотечного дела Т.М. Антоновой, заведующей Новохованской сельской библиотекой со стажем работы 40 лет), Е.А. Пунько, заведующей Усть-Долысской сельской библиотекой (стаж - 35 лет). В газете «Печорская правда» было помещено 26 статей о работе районной и сельских библиотек.
   Статья библиотекаря Игомельской библиотеки – филиала Плюсской центральной районной библиотеки Н.В. Жуковой была опубликована в областном сборнике «Территория 60: Библиотеки Псковской области (вып.12). А размышления читателя Плюсского района К.Сорокиной «Мнение читателя» о выживании библиотек в современных условиях, напечатан в газете «Крестьянская Русь» (№14, 2012 г.).
 Успешную рекламную деятельность можно отметить в модельных  компьютерных библиотеках, особенно Печорского района. Здесь выпускаются рекламные буклеты, афиши, приглашения на мероприятия, библиографические пособия малых форм, делаются электронные презентации. Этому сотрудники библиотек обучаются на занятиях ШНО по программе «Информационный навигатор». Информация, напечатанная в районных газетах, доступна для большинства жителей, что позволяет сделать работу библиотек более заметной в культурной жизни местного сообщества.
    В ряде районов библиотеки сами выпускают свои библиотечные газеты. В Гдовском районе  издается газета «Парус», в которой находят отражение  материалы  о  литературных юношеских  чтениях «Молодежь  читает классику», по истории храмов земли Псковской; информация об экологическом мероприятии «Чудо природы моей местности»; стихи  самобытных гдовских поэтов, членов  клуба «Парус». В Великолукском районе выходят в свет «Переслегинские вести», Опочецкая ЦРБ выпускает историко-литературный альманах «Живое слово». Струго – Красненская районная библиотека уже не первый год издает литературно-краеведческий альманах «Наш край». 
      Библиотеки региона стали больше внимания обращать на создание привлекательного образа библиотеки, хотя, к сожалению, не всегда на это хватает финансовых средств, поэтому при оформлении библиотекарям приходится проявлять смекалку и выдумку. Формирование имиджа библиотеки – процесс длительный, творческий и требующий осознанной, целенаправленной деятельности. Все здесь имеет решающее значение, будь то введение персональных бейджей, внешний вид здания, оформление внутренних интерьеров или проведение акций, праздников. В процессе этой работы сотрудники Дедовичской районной библиотеки стараются учитывать все многочисленные нюансы, делают все возможное, чтобы привлечь внимание и быть интересными для реальных и потенциальных пользователей библиотеки: оформляют афиши о предстоящих мероприятиях, пригласительные билеты. Множество экскурсий по библиотеке проходит за год: для школьников, преподавателей, представителей других организаций, гостей поселка.
   Сегодня практически в каждой библиотеке есть информационно-рекламные стенды, где размещается социально значимая, правовая и деловая информация. Для всей печатной продукции малых форм, как правило, на абонементе во многих библиотеках выделена отдельная полка или стенд, где каждый желающий может познакомиться с рекламными изданиями библиотеки и понравившиеся взять в подарок.
   В Островской центральной районной библиотеке привлекательный образ библиотеки создаёт  витрина, которая стала своего рода ее визитной карточкой. В витринах  библиотеки была размещена информация о юбилейных датах, выполненная в технике киригами, которая напоминала проходящим  людям о важных вехах истории. В фойе библиотеки оформлены информационные стенды о наиболее значимых юбилейных исторических датах, на которых размещается информация информационного и рекламного характера о библиотечных мероприятиях, привлекает внимание пользователей и искусное оформление рекламного щита. С 1 декабря 2012 года центральная районная библиотека Острова предложила своим читателям и всем желающим бесплатный Wi-Fi. Об этом сообщила пользователям не только сама библиотека, но и Псковское агентство информации, газета «Островские вести» и реклама в витрине библиотеки. Библиотека выработала свой авторский стиль, все виды печатной продукции стараются снабдить своим библиотечным знаком.
      Сельские библиотеки в оформлении интерьера тоже стараются привлечь внимание чем-то необычным, у каждой библиотеки есть свое лицо. Библиотечное пространство сельских библиотек Печорского района оформлено особым образом. Так, в Лавровской библиотеке доброжелательную среду для общения создают старинные вещи: предметы крестьянского быта, нарядные костюмы из «бабушкиных сундуков», подаренные библиотеке читателями. Обилием цветов и различных композиций из природного материала отличается оформление Залеской, Паниковской, Круппской сельских библиотек. Стремясь быть образцом чистоты и порядка на селе, библиотеки обустраивают прилегающую территорию. В этом плане можно отметить Мильцевский филиал. Здесь библиотекарь и молодежный читательский актив организовали вокруг библиотеки уютную зону отдыха, где летом работает «Библиокафе».
  
Наружная реклама – это тоже элемент привлечения населения в библиотеку. Библиотеки ЦБС г. Пскова использовали в рекламных целях световое электронное табло, расположенное в центре города на площади Ленина. Так, к Дню города на нем  транслировался видеоролик «Псковские книги», подготовленный Центральной городской библиотекой.
  После обновления фасада здания Себежской ЦРБ на нем был размещен баннер, призывающий к чтению книг словами М. Горького «Любите книгу, … она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству» и  изображающий девочку, читающую книгу. Это привлекло читательское внимание.  Рекламная деятельность в рамках реализации партнерских проектов также позволяет привлечь новых социальных партнеров - волонтеров, спонсоров, меценатов, которые оказывают помощь в изготовлении рекламной продукции для библиотечных акций. 
   Положительно работают на имидж библиотек их участие  в  общегородских или поселковых мероприятиях, таких, как «День волости», «День деревни», «День города», «День района». В этом году библиотекари Порховского района внесли свою лепту в подготовку и проведение праздничных мероприятий. Особенно отличилась библиотекарь Дубровенской библиотеки, которая совместно с клубным работником разработала и интересно провела праздник, посвященный 875-летию села Дубровно. С целью создания положительного образа библиотеки проведены отчеты перед населением: в День села представили фотоотчеты Крестиловская и Самолуковская сельские библиотеки Локнянского района, что вызвало одобрение со стороны населения волости.
    Новые информационно-коммуникационные формы все активнее используются и в практике работы сельских библиотек региона. В 2012 году в Гдовском районе библиотеками созданы презентации различной тематики для всех групп пользователей: «Славные сыны России» (о героях Отечественной войны 1812 года), «Крепость на Словенских ключах» (к 1150-летию Изборска), «Я пленился этим краем…» (о художниках, изобразивших Псков), «Природа родного края», «Война. Победа. Память 1941–1945гг.», «Региональные корпоративные проекты, как ресурс для обслуживания пользователей библиотек», «Презентация сборника «Слово о деревне», «Память и воображение". «Экранизация и постановки по произведениям В. Каверина» и др.  В Великолукском районе сотрудниками сельских библиотек разработаны методические пособия и слайд-презентации: Переслегинская сельская модельная библиотека – презентации:  «Природы дивные приметы», «Жемчужина России» (к 1150-летию Изборска), «Ты помнишь, дядя?» (к 200-летию Бородинского сражения), «Умение жить в обществе» (толерантность); Борковская  сельская модельная библиотека – презентации: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём», «Знаменитые люди района»; Булынинская сельская модельная библиотека – презентация «Деревня Булынино – вчера и сегодня» и др. 
 
 В век информационных технологий все более популярной становится библиотечная реклама в Интернет – через сайты, порталы, блоги, социальные сети. Компьютерные технологии значительно облегчили работу специалистов в этом направлении, многие библиотечные материалы стали доступны для удаленных Интернет-пользователей через сайты районных ЦБС и региональный библиотечный портал.
 Общероссийский день библиотек – это тоже один из важных элементов рекламной деятельности библиотек, еще один повод для библиотекарей заявить о себе, рассказать о своих делах и тех людях, которые работают в наших библиотеках. В этот день в библиотеках проводятся акции, читателей приглашают на мероприятия, рассказывающие об истории библиотек, знакомят их с самыми необычными, редкими и ценными изданиями, которые хранят библиотеки, проводятся вечера-встречи и презентации. В Общероссийский День библиотек в Локнянской центральной районной библиотеке состоялся День открытых дверей «Современная библиотека – современному читателю». В его программу были включены самые разные мероприятия: акция «Золотой читатель»; экскурсия по библиотеке «Чудесная страна – библиотека»; презентация книжной выставки «Книжная сокровищница»; час интересных сообщений «Источник мудрости» - об истории библиотек; подготовлен информационный стенд «Библиотека – территория творчества».  В Порховской районной библиотеке к этому дню была оформлена выставка «Ажурная сказка», на которой представлены работы библиотекарей-рукодельниц. По мнению библиотекарей, отличным рекламным ходом в отчётном году стала областная акция «Читаем всей семьей!»,  в которой приняли участие сельские  библиотеки многих районов.
  Юбилейные даты в жизни библиотек тоже можно считать одной из эффективных форм библиотечной рекламы, так как это еще раз дает возможность напомнить нашим  читателям об истории библиотеки, о ее традициях и лучших людях, ветеранах библиотечного дела. В 2012 году Опочецкая районная библиотека имени А.С. Пушкина отметила 120-летний юбилей со дня основания библиотеки (1892 год - год основания  Опочецкой общественной библиотеки). Опочецкая  районная библиотека сегодня – это центр культурной жизни города, при библиотеке организовано около 15 клубов по интересам и любительских объединений. На праздновании было много гостей, в том числе  представители органов власти, областного собрания депутатов, средств массовой информации, коллеги из других библиотек и, конечно, читатели.  Это был настоящий Праздник не только библиотекарей, но и всех жителей Опочецкого района. В прошедшем году библиотеке-филиалу №1 ЦГБ г. Великие Луки исполнилось 55 лет. Библиотекари решили отметить эту дату творческими встречами с читателями. В читальном зале были оформлены выставка: «Обыкновенное чудо – книга». Вниманию читателей представили материалы по истории библиотеки, грамоты и другие памятные награды, которыми награжден  коллектив  за свой труд и публикации сотрудников в периодических изданиях.
В 2013 году исполняется 180 лет со дня основания Псковской губернской библиотеки.
180-летие Псковской губернской библиотеки мы рассматриваем, как возможность позиционирования библиотеки, как современной информационной площадки и как места встречи друзей, партнеров, единомышленников.
К этому юбилею на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки открыта специальная тематическая страница, где посетители могут познакомиться не только с историей библиотеки, но и замечательными людьми, которые работали в библиотеке, с давними друзьями и партнерами библиотеки, а также поделиться своими размышлениями  о книгах и чтении, о библиотеке, о ее прошлом и настоящем.
180-летие Псковской губернской библиотеки - это еще один повод  показать лучшие библиотеки области. Юбилейные даты отметят в 2013 году  и муниципальные библиотеки:
•       Центральная городская библиотека им. М.И. Семевского г. Великие Луки – 200 лет
•       Островская Центральная районная библиотека – 100 лет
•       Гдовская Центральная районная библиотека – 95 лет
•       Усвятская Центральная районная библиотека – 70 лет
ВЫВОДЫ:
Рекламная деятельность в библиотечной сфере в Псковском регионе сегодня выступает как неотъемлемый элемент современного маркетинга, как важная составляющая культурной политики.
Для того, чтобы продвигать чтение, популяризировать книгу, привлекать в библиотеку новых пользователей, нужны новые свежие рекламные идеи и образные решения. А это – во многом зависит и от финансирования, и от квалификации кадров, умения применять на практике современные маркетинговые технологии.
Поэтому в программу повышения квалификации на Зональных школах качества в 2013 году включены вопросы использования информационно-коммуникативных технологий в деятельности современной библиотеки, изучение, как теории, так и опыта работы коллег.
    В помощь библиотечным специалистам Псковская областная универсальная научная библиотека в 2013 году планирует выпустить в свет специальное практическое пособие по использованию интегрированных маркетинговых коммуникаций в работе библиотекаря «На пути к современному читателю».

Материал подготовила: Левченко Алла Леонидовна, заведующая сектором отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу