пятница, 5 июля 2013 г.

"Хранители семейных уз святые..."


Хранители семейных уз святые
И Петр с Февроньей были молодые.
И выпало им скорби пережить –
Сумели они верность сохранить.
И помнит их красавица Ока,
А пролетали годы и века.
Как солнце ясное, сияла им любовь,
И Русь святая вспомнила их вновь.
Николай Павлович Поимцев,
Житель с. Борисово, под Муромом.

«Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. Всемирная литература знает немало историй о любви до совместной кончины. Например, известный всем сюжет о Ромео и Джульетте или знакомая многим легенда о Тристане и Изольде … Судьба князя Петра и крестьянской девушки Февронии, в отличие от истории Тристана и Изольды, не является легендой. Это исторический факт. Академик Д. С. Лихачев утверждал, что древнерусская литература не имеет ни вымышленных событий, ни выдуманных героев. История жизни и любви супружеской четы, жившей в Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положило начало светлому празднику, который отмечается с 2008 года в России как День семьи, любви и верности.
8 июля в 11.00 Псковская областная универсальная научная библиотека приглашает  псковичей и гостей города на праздник,  посвященный Дню семьи, любви и верности, где вы узнаете больше о нашей истории, интересных книгах, о культуре и народных традициях, а также побываете на мастер-классе от Елены Лебедевой  «Открытка с ромашкой в технике квиллинг». Ведь символ этого семейного праздника – ромашка.


В 1547 году состоялась канонизация Петра и Февронии. После нее Московский мит­рополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому публици­сту XVI в., сделать литературную обработ­ку устной легенды. Он описал те события, которые действительно произошли в конце XII — начале XIII вв. Автор опирался на народные ска­зания о княжении Петра и его супруги Февронии, бытовавшие в Муромском крае. Возможно, им были использованы и какие-то домонгольские письменные источники, не дошедшие до нас. Ермолай создал «Повесть о Петре и Февронии», которая является па­мятником русской литературы XVI в. Эта удивительная история вдохновляет все новых и новых авторов, писателей и по­этов, на создание литературных произве­дений, основанных на этом сюжете.
Князь Петр был вторым сыном муром­ского князя Юрия Владимировича и млад­шим братом княжившего в Муроме князя Павла.
Однажды в семье Павла случилось не­счастье: к его супруге Марии стал приле­тать змей. Женщина поведала об этом му­жу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему суждена от Петра. Узнав об этом, тот тотчас решился убить насиль­ника и, выследив змея, сделал это. Но пе­ред смертью змей обрызгал князя ядови­той кровью, и тело его покрылось глубоки­ми язвами. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Но вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева из деревни Ласковая Рязанской губернии. Петр отправил в ту деревню своих людей. Один из них зашел в дом, где застал за ра­ботой девушку по имени Феврония, имев­шую дар прозорливости и исцеления. Фев­рония попросила привезти к ней князя Пе­тра, который сам ходить уже не мог. Он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал награду. «Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: ес­ли я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной заква­ски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Феврония догадалась о лу­кавстве и гордости Петра, потому и велела оставить несмазанным один струп. Вскоре болезнь возобновилась, и князю пришлось вернуться к Февронии. На этот раз князь увидел девушку и так полюбил ее за благоечестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления и сдер­жал свое слово. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж.

Супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захо­тели иметь княгиню простого звания и тре­бовали, чтобы князь отпустил ее. Петр от­казался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. И тогда Муром постиг гнев Божий. Вскоре приеха­ли послы из Мурома, умоляя князя вер­нуться. Петр и Феврония возвратились в свой город и правили долго и счастливо. Когда пришла старость, они приняли мона­шество с именами Давид и Евфросиния и вымолили у Бога право умереть в одно вре­мя. Похоронить себя завещали вместе в специально изготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они действи­тельно скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Лю­ди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, и дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоро­нили супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Народ признал эту супружескую пару святой ещё задолго до официальной их канонизации. Союз Петра и Февронии почитался за образец супружеской любви, за идеал истинно правосла­вной семьи, основанной на личном благочестии обоих супругов, их любви к Богу и ближним.
Свя­тые Пётр и Феврония изначально почитались не только в Муромской земле, но и на Рязанщине, в родных местах Февронии. Воспоминание о Фев­ронии обла­давшей даром прозрения и, главное, любящим сердцем, сохранялось в рязанском селе Ласково на протяжении многих столетий. Ещё в XIX в. в этом селе можно было увидеть ореховый куст, который по преданию был посажен Февронией.
День памяти Петра и Февронии никогда не был сугубо православным праздником. В дореволюционной России семейный празд­ник в честь этих святых отмечался очень ши­роко. В Муроме он также отмечался как день города, у жителей которого возникла идея возродить древнюю традицию по всей стране. Инициатива жителей Мурома об учрежде­нии 8 июля в День Петра и Февронии празд­ника была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. По словам патриарха Кирилла, когда встал вопрос, нужен ли Рос­сии такой праздник, его одобрили представи­тели всех религий: в любой религии есть ле­генды о любви и верности, ведь это не просто красивые слова, а духовная потребность каж­дого человека.
Впервые 8 июля 2008 года, ко­торый был провозглашен Годом семьи, был отмечен новый праздник, получивший офи­циальный статус. Главная цель праздника - продвижение истинных семейных ценностей: любви, верности, ответственности. Установ­ление Дня семьи, любви и верности призвано обратить внимание всех нас на то, что семья, основной элемент общества, остается храни­тельницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры. У нового праздника очень нежный символ – ромашка.
Уже на протяжении нескольких лет российским и зарубежным гражданам и организациям вручается орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских за значительный вклад в укрепление институ­та семьи, как признание выдающегося слу­жения семье, исполнения супружеского дол­га и подвига, совершенного во имя семьи.
С наступающим праздником - Днем семьи, любви и верности!

Этот сценарий можно использовать при подготовке к мероприятию. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • В 2008 г. студенты Муромского филиала Владимирского государственного университета предложили объявить 8 июля – день памяти благоверных князя и княгини Муромских Петра и Февронии – общероссийским праздником. Они написали письмо Владимиру Владимировичу путину и Алексию II.
  • Сделать символом праздника – ромашку предложила Светлана Владимировна Медведева (жена Дмитрия Анатольевича Медведева).
  • 1552 г. царь Иоанн Грозный во время своего похода на Казань останавливался в Муроме, чтобы поклониться «сродникам своим великим чудотворцам Петру и Февронии».
  • В 1992 г. рака с мощами святых супругов Петра и Февронии Муромских перенесена из Муромского Благовещенского мужского монастыря в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь. Два этих монастыря стоят рядом, их разделяет лишь дорого.
  • Именно к мощам святых Петра и Февронии приезжают со всей России и из-за границы просить о счастливом браке, о благополучии в семье, о детях.
  • Т.Н. Данилова провела исследование родословия князей Петра и Февронии и сообщила обо всех известных потомках княжеской четы: «Православная семья немыслима без детей… Эта образцовая пара продолжила свою земную жизнь в своих детях и внуках: первенце Юрий Давидовиче, унаследовавшем после смер­ти отца княжеский стол, младшем — Святославе Давидовиче и дочери Евдокии Давидовне, кото­рая стала женой Юрьевского князя Святослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. В летописи упоминаются их внуки,— Олег и Ярослав, сыновья Юрия, а также дети Евдокии — сын Дмитрий и дочь Болеслава».



Литература:

  1. День семьи пришелся на церковный пост / В. Кудрикова // Труд.-2008.-С. 3.
  2. Восемь Петров и одна Феврония / В. Кудрявцева // Культура.-2012.-6-12 июля(№24).-С.7.
  3. Отмечаем День семьи, любви и верности / И. Бондарева, Е. Вольф // Дошкольное воспитание.-2012.-№5.-С. 124-127.
  4. Два праздника, или Разговор о любви / Светлана Андрюшина // Библиотека. -2011.-№2.-С. 60-63.
  5. Сценарий мероприятия "Отчий дом" / Т. Василенко // Воспитание школьников.-2012.-№8.-С. 75-79.
Материал подготовила: Трофимова Вера Валерьевна, главный библиотекарь отдела координации деятельности библиотек области.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу