пятница, 1 июля 2016 г.

Eжегодные опросы общедоступных библиотек США и Канады

На днях были опубликованы данные ежегодного опроса общедоступных библиотек США и Канады, в котором принимало участие более 2000 библиотек. В отчёте суммированы данные с 2009 по 2014 фискальный год, и за неимением аналогичного отчёта по российским библиотекам, приходится анализировать тренды по американским. Бюджеты им тоже сокращают, кстати.
Итак, из интересного:
- книговыдача печатных документов устойчиво снижается, в среднем на 4-5% в год. Что характерно, затраты на обновление фонда также сокращаются, примерно на 2%.
- в то же время выдача документов в электронной форме растёт, причём гораздо более быстрыми темпами, в среднем на 35-50% в год. Затраты на приобретение электронного контента также возрастают, но куда более скромно: на 8-16% в год. 
- неожиданные данные по посещаемости библиотечных веб-сайтов: она падает, причём очень быстро, до 20% в год. Мало того, за последний год посещаемость сайтов сократилась почти вдвое, -37%. И в этом плане очень интересна детальная статистика использования ресурсов сайта, по сервисам:
-- процент пользующихся онлайн-каталогом за три года упал на 16% (с 82% до 66% от заходящих на сайт),
-- меньшим спросом также стали пользоваться услуги предварительного заказа и продления документов (на 7% и 4% соответственно),
-- зато выросло количество пользующихся услугами рекомендательных сервисов (3%) и чтения электронных книг (5%).
А в целом по библиотечным сервисам мы наблюдаем следующую картину:
- уменьшается количество библиотек, предоставляющих контент, созданный библиотекарями, и работающих с книжными и дискуссионными клубами.
- увеличивается количество сервисов, связанных с Интернетом и мобильными устройствами: работа с соцсетями, приложения для мобильных устройств и т.д.
А вывод из всего этого прост и неутешителен: наряду с неизбежным «зацифровыванием» (что относительно нормально), библиотеки из интеллектуальной сферы постепенно переходят в сферу досуговую, идя на поводу у пользователей, привыкших не осмысливать информационный контент, а просто и тупо потреблять его. И с этим надо что-то уже делать.
Источник: facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу