вторник, 24 января 2017 г.

Единый День писателя-юбиляра в библиотеках региона: Валентин Петрович Катаев

28 января исполняется 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Валентина Петровича Катаева (1897-1986).
Валентин Катаев больше известен как детский писатель. Однако мало кто знает, что он награжден двумя Георгиевскими крестами, Орденом Святой Анны 4-й степени, тремя Орденами Ленина, имеет звания Героя Социалистического Труда (1974 г.) и лауреата Государственной премии за повесть «Сын полка» (1946 г.).


Одесса-мама

Валентин Петрович родился в Одессе 28 января 1897 года в образованной семье. Отец его был сыном священника из Вятки, и тоже в свое время хотел пойти по стопам отца, но, проучившись в духовной семинарии, он поменял курс на Новороссийский университет историко-филологического факультета и потом преподавал в Одесском юнкерском епархиальном училище. 
Мать писателя была генеральской дочерью. Семья жила счастливо, но не долго. Вскоре после рождения брата Валентина - Евгения - женщина умерла от воспаления легких. И сирот взяла к себе на воспитание ее сестра.

Валентин Катаев: биография

Валентину и Евгению с детства прививали любовь к классической литературе, у них в доме была огромная библиотека. Родители часто читали им книги вслух. Этим и занимательна писательская биография. Катаев Валентин Петрович чуть позже вспоминал, что в своих произведениях он часто описывал интеллигентные семьи, и их прообразом, как правило, была его семья, в которой всегда царила теплота отношений, глубочайшая порядочность и бескорыстие. Валентин уже с 12 лет начал писать стихи, которые читал всем подряд: родственникам, товарищам, знакомым. Его интересовало их мнение. А потом он, будучи гимназистом, начал бегать по редакциям, куда его стихи не торопились брать для печати. Одно только стихотворение «Осень» все же было напечатано в 1910 году в «Одесском вестнике». Это просто окрылило тринадцатилетнего подростка. На штурм редакций он стал брать с собой брата. Евгений вспоминал, что он плакал, когда тот тащил его в очередную редакцию, потому что одному Валентину было страшно идти. Так бы все и продолжалось, пока его товарищ по гимназии не посоветовал ему обратиться к своему отцу - писателю Александру Митрофановичу Федорову. Вскоре тот уже представлял Катаева как своего очень способного ученика. Федоров ознакомил его с творчеством Ивана Бунина. И это стало для юноши чудом подлинной поэзии. Он тут же попросил своего отца купить ему сборник стихов Бунина. У отца от умиления проступили слезы, он подумал, что, наконец-то, его сын взялся за ум.

Мечта

Ежегодно в Одессу приезжал Бунин. И пришло время им познакомиться лично. Это был очень важный день для будущего писателя, о чем и повествует его биография. Катаев Валентин Петрович стал примерным учеником знаменитого поэта. Тот приучил его трудиться, писать стихи каждый день, и на этом учиться, как тот пианист на фортепиано, постоянно оттачивая свое мастерство. Бунин говорил своему ученику, что в противном случае его талант оскудеет, как колодец, из которого долго не берут воду. Катаев не знал о чем писать, но Бунин утверждал, что писать надо регулярно и даже без необходимого вдохновения, о том, что видишь, например, о море, о камне, о скамейке.
Бунин не сильно одобрял стремление Катаева опубликовать каждое свое стихотворение в одесских печатных издательствах и советовал пока не спешить. Он понимал молодого поэта, но объяснял, что с этим делом не надо торопиться, ибо он в свое время тоже поспешил и напечатал много слабых произведений, о которых теперь очень сожалеет.

Нежная привязанность

 Биография Валентина Катаева содержит интересные факты романтического характера, ведь рано или поздно к каждому происходит любовь. Рядом с семьей Катаевых жили Алексеевы. Старшая дочь полковника Алекинского, которую звали Ирина, была девушкой разносторонне развитой. Она рисовала, лепила, играла на рояле, писала стихи и записывала лучшие в записную книжечку. Потом в доме Алексинских сам собой образовался некий литературный клуб любителей поэзии. Туда приходил и Катаев, который не мог не влюбиться в милую и очень хорошенькую девушку, он посвятил ей немало своих стихотворений, а через много лет ее образ стал прототипом его героинь в прозе.

Война

В 1915 году Катаев, так и не окончив гимназию, был вынужден отбыть на фронт. Он служил в действующей армии под командованием того самого соседа, теперь уже генерала Алексинского, отца Ирины, которой он писал свои письма, укрываясь в сырых, тесных и темных землянках. Там он часто вспоминал о славных прошедших временах и о том, как он признался девушке в любви у них в доме на балконе. Даже на войне Катаев, находясь постоянно под пулями, выполнял завет Бунина: писать регулярно и каждый день. В это время он создал много рассказов и очерков, которые потом отсылал своей возлюбленной и в столичные журналы.

Возвращение


Биография Валентина Катаева дальше завязана на том, что в декабре 1916 года он вернулся в родную Одессу, чтобы учиться в пехотном училище. Огневое время войны он сменил на несколько своих лучших месяцев, которые провел в доброй семейной обстановке. Снова много времени проводил у Алексинских Валентин Катаев (биография кратко, но упоминает эти факты) и посвящал стихи Ирине. Ее записная книжка в то время заметно пополнилась.
Но в мае 1917 года он уже опять отбыл на фронт, где его тяжело ранили, и до ноября он лежал в одесском госпитале. Как только он почувствовал небольшое облегчение, сразу начал работать над альманахом «Три сонета», опубликованным в 1918 г.
В этом же году он получил известие о том, что Ирэн его разлюбила. Для него эти слова прозвучали как приговор. Однако жизнь била ключом.

Революция

Начались лихие годы, с 1917 года по 1920 власть в Одессе менялась 14 раз. Советская власть долго не могла утвердиться, и город оставался под правлением гетмана Скоропадского. Одесса стала перевалочным пунктом для русской эмиграции перед Берлином, Парижем и Константинополем. Отсюда потом уехали заграницу Иван Бунин, Алексей Толстой, а также другие известные писатели и представители интеллигенции. Позже Катаев служил в добровольческой армии и воевал на броненосце «Новороссия». Вскоре тиф стал косить и белых и красных. Опять писателя ждал одесский госпиталь, а по выздоровлению - работа в телеграфном агентстве. Как бывшего офицера, его посадили в тюрьму, он уже думал расстреле, но потом, узнав в нем писателя, Катаева все же отпустили. Этих впечатлений ему хватило на всю жизнь. Из его поколения офицеров, не успевших или не захотевших уехать из России, до старости почти никто не дожил, их перебили в 20-х и достреливали в 37-м. Об этом он даже хотел написать книгу и к старости это сделал.

Москва

В 1921 году от голода умер его отец, и Катаев уехал в Харьков, подальше от памяти и ЧК, а потом в Москву, где стал работать в газете «Гудок». В опустошенную эмиграцией столицу он потихоньку перетянул своего брата и друзей. В издательстве он познакомился с врачом Михаилом Булгаковым, тоже бывшим белогвардейцем и тоже застрявшем из-за тифа. Они становятся друзьями. Вся писательская орда жила у Катаева в комнате на Чистых прудах. К Булгаковым приезжала сестра Леля, Катаев в нее влюбился моментально и сделал ей предложение. Леля отказала ему, и тогда Валентин стремительно женился на Анне Коваленко – художнице. Его компания сразу дала девушке кличку Мадам Муха. А дальше он спокойно миновал все рубежи, писал о чем хотел и считал себя счастливчиком.
 В Великую Отечественную Валентин Петрович был корреспондентом «Правды» и занимался издательством книг о войне. В 1942 году немцы подбили самолет, летевший из Москвы в Новороссийск с его братом, тоже писателем, Евгением. Тому было тогда 39 лет и он был соавтором И. Ильфа романов «12 стульев» и «Золотой теленок». Когда-то он работал инспекторов в одесском уголовном розыске, а затем в одесских издательствах, где и познакомился с Ильей Файнзильбергом (псевдоним Ильф), но потом Валентин вытащил их в Москву и подал идею романа об Остапе Бендере. Говорили даже, что Катаев и стал его прототипом.

Литература для детей

Достаточно любопытной для нас нынешних будет написанная целой эпохой, в которой жил Валентин Катаев, биография. Для детей, кстати, он написал огромное количество рассказов и сказок, многие из которых экранировались и пользовались огромной популярностью. Биография Валентина Катаева настолько увлекательна и интересна, что не представляется возможным, охватить ее всю. Однако самое важное, что его любили и ценили. После войны он станет редактором «Юности» и будет взращивать молодые таланты. Писатель окажется весьма счастлив в браке с Эстер Бреннер, с которой проживет 55 лет и которая будет по-настоящему ухаживать за ним и любить всю свою жизнь. Эстер родила ему двоих детей - дочь Евгению и сына Павла. Биография Валентина Катаева - это длинный путь. Писатель всегда был в работе и прожил долгих 90 лет. Он умер от раковой опухоли в 1986 году 12 апреля. Его могила находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
Среди произведений В.П. Катаева особое место занимает тетралогия «Волны Черного моря», в которую вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936), «За власть Советов» («Катакомбы») (1949), «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960).







Обложка повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
Первое издание.

В 2016 году исполнилось 80 лет книге «Белеет парус одинокий».
Книга «Белеет парус одинокий» написана изумительным языком. Читая, чувствуешь запах ветра и вкус воды, проживаешь всё вместе с героями, полностью погружаясь в их мир. Это наша история, история людей и страны, захватывающая и правдиво показанная глазами взрослеющего ребенка.
Кажется, эту книгу читали все люди «старшего» и «среднего» поколения. Для многих действительно она стала настоящим маяком - и по жизни, и по судьбе. Несмотря на захватывающий авантюрный сюжет, «Белеет парус одинокий» говорит скорее о внутреннем мире маленького человека, о его взрослении, соприкосновении с реальной жизнью, где не так все просто...
Валентин Петрович Катаев написал эту книгу в 1936 году, будучи уже известным литератором. Ее действие разворачивается в Одессе в революционном 1905 году. Юные братья Петя и Павлик Бачей возвращаются с летнего отдыха в город. Кстати, Бачей - это девичья фамилия матери писателя, а Петр - имя его отца.
Все предшествовавшее лето мальчики провели в «экономии» - поместье, сдаваемом дачникам, и революционные события 1905 года прошли в буквальном смысле слова мимо них - полосой черного дыма беглого броненосца «Потемкин» на морском горизонте.
…Разве, наконец, не было полным тайны видение взбунтовавшегося броненосца, появившегося однажды очень далеко в море?
Его появлению предшествовал пожар в одесском порту. Зарево было видно за сорок верст. Тотчас разнесся слух, что это горит эстакада.
Затем было произнесено слово: «Потемкин».
Несколько раз, таинственный и одинокий, появлялся мятежный броненосец на горизонте в виду бессарабских берегов.
Батраки бросали работу на фермах и выходили к обрывам, старались разглядеть далекий дымок. Иногда им казалось, что они его видят. Тогда они срывали с себя фуражки и рубахи и, с яростью размахивая ими, приветствовали инсургентов.
Но Петя, как ни щурился, как ни напрягал зрение, по совести говоря, ничего не видел в пустыне моря.
Только однажды, в подзорную трубу, которую ему удалось выпросить на минуточку у одного мальчика, он разглядел светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте….
По дороге мальчики и их отец спасают от преследователей беглого матроса - потемкинца Родиона Жукова, пробирающегося из Румынии в Одессу. В Аккермане (ныне Белгород-Днестровский) семья пересаживается на пароход, идущий в Одессу.
На этом же пароходе Петя снова встречает матроса. Но кроме матроса, на судне находится и злобный сыщик, выследивший беглеца и собирающийся его арестовать по прибытии в Одессу. Матросу удается бежать, спрыгнув с парохода в море. Сыщик, пострадавший при попытке задержания, был вынужден дождаться, пока корабль причалит к берегу.
Матрос с трудом доплыл до рыбацких шаланд и стал тонуть, но его спас старик-рыбак и его внук - Гаврик Черноиваненко. Матрос заболел, но его вылечили, приютив на время выздоровления в рыбацкий хижине на берегу Черного моря. Этот моряк с маленькой татуировкой на руке в виде синего якоря будет не раз встречаться по сюжету всех четырех произведений, вошедших в эпопею «Волны Черного моря».
…Но неизвестный успел уже вскочить на подножку и, открыв заднюю дверцу, заглянул в дилижанс. Он тяжело дышал, почти задыхался.
Это был коренастый человек с молодым, бледным от испуга лицом и карими не то веселыми, не то насмерть испуганными глазами.
На его круглой, ежиком стриженной большой голове неловко сидел новенький люстриновый картузик с пуговкой, вроде тех, какие носят мастеровые в праздник. Но в то же время под его тесным пиджаком виднелась вышитая батрацкая рубаха, так что как будто он был вместе с тем и батраком.
Однако толстые, гвардейского сукна штаны, бархатистые от пыли, уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку. Одна штанина задралась и открыла рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом.
«Матрос!» - мелькнула у Пети страшная мысль, и тут же на кулаке неизвестного, сжимавшего ручку двери, к ужасу своему, мальчик явственно увидел голубой вытатуированный якорь….
Литературоведы признают, что образ Павлика, брата Пети, списан с младшего брата самого автора - Евгения Петровича Катаева, писавшего сатирические произведения впоследствии под псевдонимом Евгений Петров.
Ну и как мастер слова, Катаев шикарно описывает пейзажи. У Катаева пейзаж - не случайная декорация и не безликий фон. Он всегда активен. Он деятельный участник событий. Если угодно, он не менее важный герой книги, чем Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко. Только что вместе с Петей мы любовались идиллически спокойной картиной нескончаемого виноградного царства, над которым «бледно синело, почти обесцвеченное зноем, степное, пыльное небо». И вдруг, откуда ни возьмись, на дороге появился конный стражник с карабином. Раздался треск винтовочного выстрела, и стражник, пришпорив лошадь, помчался напрямик через виноградные кусты. А в другом месте из виноградных кустов на дорогу выбрался человек, который там прятался. Матрос с «Потемкина» Родион Жуков, один из главных героев катаевской повести. И вот уже среди спокойных, мирных пейзажей разыгрываются далеко не мирные события. Какой же повсеместный размах приобрело революционное брожение, если даже безлюдная степь стала местом облав и погонь. Контраст точный и убедительный!
А не окажись в «Парусе» превосходной странички с описанием огромного, пустого пляжа, мы, наверно, не так остро почувствовали бы всю грусть Петиного прощания с летом. А море в повести Катаева! То приветливое, то грозное. Море, которое кормит двух рыболовов - дедушку и Гаврика; море, которое помогает уйти от шпика матросу с «Потемкина»; море, которое в день Первомая расцвечивается парусами и флагами рыбачьих шаланд, вышедших на праздник рабочей солидарности. Поистине море является равноправным героем книги. И не случайно, конечно, объединяя впоследствии цикл произведений о Пете и Гаврике в один большой роман («Белеет парус одинокий» открывает этот цикл), Катаев дал ему общее название: «Волны Черного моря».
И все-таки повесть при всем катаевском великолепном владении словом могла ведь остаться всего лишь милой, веселой, шаловливой, чрезвычайно привлекательной, но довольно камерной книгой о детстве - о приключениях маленьких закадычных друзей-одесситов Пети и Гаврика, если бы в «нормальное» течение ребяческой жизни нежданно-негаданно не вторглись грозные события революционного 1905 года и не задели обоих мальчиков своим широким крылом. Есть одна фраза Катаева. Он ее произнес на вечере своего 60-летия: «Все, что я писал,- это мой лирический дневник. Это мое отношение к революции». «Белеет парус одинокий» в известном смысле тоже лирический дневник. Читатель, который не поленится хотя бы бегло познакомиться с биографией автора, сразу же без труда обнаружит в героях повести много автобиографических черт и, добавим, черт, позаимствованных писателем у друзей его одесской юности. Так, например, был мальчик Гаврик, был его дедушка-рыбак, была старая шаланда, на которой дед и внук выходили в море ловить бычков.
Книга кончается романтическим эпизодом: дети провожают белеющий в море парус. Кажется, что это не просто парус, а их детство уходит от них.
…Торопиться было некуда. Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника. Теперь почти уже весь пейзаж был готов. Затаив дыхание, они засмотрелись, очарованные чудесным возникновением на маленьком холсте целого мира, совсем другого, чем на самом деле, и вместе с тем как две капли воды похожего на настоящий.
- Море есть, а шаланды нету, - шепнула Мотя, как бы нечаянно положив руку на Петино плечо, и тихонько хихикнула.
Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.
- Парус! - восхищенно вздохнула Мотя.
Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. Все - как там. Даже парус.
И дети, тихонько толкая друг друга локтями, долго смотрели то на картину, то на настоящее, очень широко открытое море, в туманной голубизне которого таял маленький парус дедушкиной шаланды, легкий и воздушный, как чайка.
...Под ним струя светлей лазури, 
Над ним луч солнца золотой. 
А он, мятежный, просит бури, 
Как будто в бурях есть покой!... 1936 г.





Экранизация произведения

«Белеет парус одинокий» - художественный фильм, экранизация одноимённой повести В. П. Катаева, первый фильм тетралогии («Белеет парус одинокий», «За власть Советов» («Катакомбы»), «Хуторок в степи», «Зимний ветер»).
Катаев написал сценарий и принимал активное участие в работе над фильмом. Он утвердил кинопробы, ездил для уточнения мест съёмки в Одессу, рассказывал о происшествиях, которым был очевидцем тридцать лет назад, в общем, являлся главным советчиком режиссёра.
Фильм, поставленный по повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», имеет долгую экранную судьбу. Его снимали к двадцатой годовщине Октябрьской революции, но он продержался в списках любимых подростками приключенческих кинолент не одно десятилетие.https://youtu.be/5cV9f9Z-_-Y?t=8
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/469/online/ 


«Волны Чёрного моря» - многосерийный телевизионный фильм режиссёров А. Войтецкого, О. Гойды и В. Криштофовича, снятый в 1975 – 1976 годах на «Киностудии им. А. Довженко». Телевизионная премьера состоялась в апреле 1976 года. В основе фильма - три романа тетралогии «Волны Чёрного моря» Валентина Катаева: «Белеет парус одинокий», «Зимний ветер», «За власть Советов» («Катакомбы»).
https://youtu.be/VGLhJ-0xqkI?t=22


В Одессе на площади имени Веры Холодной в 1988 году был установлен памятник главным героям повести - мальчикам Пете и Гаврику.

Презентация на тему: " Биография и творчество Валентина Петровича» Катаева: http://www.myshared.ru/slide/904507/














Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу