понедельник, 15 мая 2017 г.

Единый день писателя-юбиляра в библиотеках Псковского региона


28 мая 2017 года исполняется 140 лет Максимилиана Волошина - поэта Серебряного века, художника, искусствоведа, литературного критика. Волошин - это псевдоним. Настоящая его фамилия - Кириенко-Волошин.
Предлагаем фрагмент литературно-художественной программы "Я стал строками книги...", из проекта БиблиоТеатр ПРЯМАЯ РЕЧЬ просветительского цикла "Поэзия Серебряного века".
Ведущая - Нина Яковлева, в программе участвует Виктор Яковлев.
https://www.youtube.com/watch?v=w_QYC-27XHA&feature=youtu.be

 Детство, студенческие годы

Будущий поэт родился в Киеве в 1877 году, 16 (28) мая в Киеве в дворянской семье. Его отец, Александр Максимович Кириенко-Волошин, был членом киевской палаты уголовного и гражданского суда. Со стороны матери в роду были немцы, обрусевшие в 17 веке. Мать, Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер, через два года после рождения сына рассталась с мужем. В Москве прошли детство и отрочество будущего поэта. Мать его в 1893 году приобрела в расположенном близ Феодосии Коктебеле земельный участок. Здесь в 1897 году Волошин Максимилиан окончил гимназию. Он поступил в Московский университет (факультет - юридический). Максимилиан в студенческие годы втянулся в революционную деятельность. Он был причастен к состоявшейся в феврале 1900 года Всероссийской студенческой забастовке. В результате этого, а также за склонность к агитациям и "отрицательное миросозерцание" Волошин Максимилиан был отстранен от занятий.

Начало путешествий

Для того чтобы избежать худших последствий, он осенью 1900 года вместе с инженером Вяземским отправился в Ташкент на строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Там он работал в изыскательской партии. Волошин этот период позднее называл "решающим моментом", определившим его дальнейшую духовную жизнь. На строительстве он прочувствовал древность, Восток, Азию, относительность европейской культуры. Однако именно активное приобщение Максимилиана к достижениям интеллектуальной и художественной культуры Западной Европы с первых путешествий его становится жизненной целью поэта. Он побывал в 1899-1900 годах в Италии, Франции, Греции, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии. В особенности Максимилиана притягивал Париж. Именно в нем он видел центр европейской, а значит, и всеобщей духовной жизни. Максимилиан Александрович, возвратившись из Азии из-за опасения дальнейших преследований, решает отправиться на Запад.

Жизнь в Париже, дальнейшие путешествия, "дом поэта" в Коктебеле

В Париже Максимилиан Волошин бывал неоднократно в период с 1901 по 1916 год, подолгу жил здесь. В промежутках поэт совершал путешествия по "древнему Средиземному миру". Кроме того, он бывал наездами в обеих российских столицах. Волошин в это время жил также в своем "доме поэта" в Коктебеле, который превратился в своеобразный культурный центр, место отдыха и пристанище писательской элиты. Г. Шенгели, переводчик и поэт, назвал его "Киммерийскими Афинами". В разное время в доме этом побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, В. Ходасевич, Е. Замятин, Вс. Иванов, К. Чуковский, М. Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.
Волошин - литературный критик

Как литературный критик Волошин Максимилиан дебютировал в 1899 году. В журнале "Русская мысль" появились его маленькие рецензии без подписи. В мае 1900 года в этом же журнале была напечатана большая статья под названием "В защиту Гауптмана". Она была подписана "Макс. Волошин". Статья эта была одним из первых в России манифестов модернистской эстетики. После этого появились и другие его статьи. Всего Волошин написал их 36 - о русской литературе, 35 - о французском и русском театре, 28 - о французской литературе, а также 49 статей о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма. Волошин новые явления литературы нашей страны (прежде всего, творчество так называемых младших символистов) ввел в контекст современной культуры Европы.
Волошин Максимилиан Александрович был также литературным агентом, консультантом, антрепренером, ходатаем и экспертом издательств "Гриф", "Скорпион" и братьев Сабашниковых. Свою просветительскую миссию сам он именовал буддизмом, магией, католичеством, теософией, оккультизмом, масонством. Все это Максимилиан воспринимал в своем творчестве через призму искусства. В особенности он ценил "пафос мысли" и "поэзию идей", поэтому статьи его были похожи на стихи, а стихи - на статьи (это отметил И. Эренбург, который посвятил ему очерк в вышедшей в 1923 году книге "Портреты современных поэтов").

Первые стихи

Поначалу писал Волошин Максимилиан Александрович не много стихов. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году ("Стихотворения. 1900-1910"). Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-"парнасцев" из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским "музыкальным" направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он "Selva oscura". В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году ("Иверни").
Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года "Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов" были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна "с разных точек зрения" и "в разные эпохи". Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы".

Официальная травля

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года "Дом поэта". "Красным вождем" являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты В. Вересаева, влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое - историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе - антиисторическое. Здесь можно отметить цикл "Путями Каина", в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация ("Преосуществление", "Святая Русь", "Китеж", "Ангел времен", "Дикое поле"), эстетизированные умствования ("Космос", "Левиафан", "Таноб" и некоторые другие произведения из "Путями Каина"), претенциозная стилизация ("Дметриус-император", "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", "Сказание об иноке Епифании"). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты "Буржуй", "Спекулянт", "Красногвардеец" и др., лирические декларации "На дне преисподней" и "Готовность", риторический шедевр "Северовосток" и другие произведения).

 Статьи об искусстве и занятие живописью

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году. Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. Максимилиан Волошин умер в 1932 году (11 августа) в Коктебеле. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина - к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина - Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался - девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья "нового типа" не сложилась. Второй супругой его была фельдшер Мария Степанова, ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу