воскресенье, 24 июля 2011 г.

Организация внестационарного библиотечного обслуживания: проблемы и пути решения (анализ ситуации по Российской Федерации и Псковской области)

С 15 по 29 июля 2011 г. отдел координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ провёл мониторинг исполнения ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ФЗ №83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В мониторинге приняли участие 25 библиотек.

Правовой статус библиотек

Из 25 субъектов, лишь у 5 принято решение об изменение правового статуса библиотек:


В других 4-х библиотеках Псковской области вопрос о «правовом статусе» находится на стадии принятия решения. Так, на 1 августа 2011 г. в библиотеках МУК «Печорская ЦРБ», МУК «Палкинская ЦБС», МУК «Пушкиногорская ЦРБ», МУК «Опочецкий районный центр культуры» - отделение Опочецкой районной библиотеки им. А.С.Пушкина рассматривается в качестве правовой формы - бюджетная.

Среди оставшихся 16 учреждений вопрос об изменение правового статуса на текущий момент не обсуждался.

Библиотечная сеть

По данным мониторинга на 1 августа с.г. Централизованная библиотечная сеть в Псковской области сохранена. Но, тем не менее, уже в 2011 году из 368 библиотек закрыто 22. Эта тенденция сохраняется и до конца 2011 г. планируется сократить количество библиотек ещё на 4 единицы. То есть с 2009 года будет закрыто в общей сложности 85 библиотек. /Это почти третья часть существующих библиотек/.



Объединение библиотек

С января 2011 г. в Псковской области произошло объединение 46 библиотек по принципу «библиотека + библиотека» (б+б), «библиотека + клуб» (б+к), «клуб + библиотека» (к+б), «библиотека + центр досуга» (б+цд), «библиотека + досуговое объединение» (б+до), библиотека + культурно-досуговое объединение» (б+кдо).

Наибольшее число объединившихся библиотек сосредоточены в Опочецком районе, где 16 библиотек объединили с клубными учреждениями, итогом чего стал МУК «Опочецкий районный центр культуры». Причем все библиотеки переведены на 0,25 ставки. На втором месте по количеству объединённых библиотек Красногородский район. Здесь, районную библиотеку с филиалами присоединили к РДО (районное досуговое объединение) (см. Диаграмма 1). Упразднили должность директора.

В планах, на конец 2011 – 2012 гг. объединить 6 библиотек в 5 районах:

1) МУК «Пустошкинская ЦРБ» + МУК «Пустошкинский районный центр досуга»;
2) Черпесская библиотека Великолукского района + клуб;
3) Захаринская с/библиотека Новосокольнического р-на + с/клуб
4) Усовская библиотека Невельского р-на + клуб
5) Ловецкая библиотека Невельского р-на + клуб
6) Библиотека-филиал Пскова + Библиотека-филиал Пскова

Что в такой ситуации остается нам делать? Ответ известен, любыми способами организовать библиотечное обслуживание населения. Способы эти тоже известны, и один из них – это внестационарное библиотечное обслуживание. Обслуживание читателей за пределами библиотеки.

В соответствии с ГОСТом 7.0-99 «ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БИБЛИОГРАФИЯ». Термины и определения.

3.2.2.5. внестационарное библиотечное обслуживание: Обслуживание читателей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках средствами бригадного, заочного абонемента и др.

Одной из форм внестационарного обслуживания является библиотечный пункт - территориально обособленное подразделение библиотеки, где выдает книги ее штатный работник или библиотекарь-общественник.

Первые библиотечные пункты появились в конце 19 - начале 20 вв. в рабочих районах городов и на их окраинах. К примеру, в Петрограде библиотечные пункты устраивались в различных учреждениях, столовых, почтовых отделениях и кинотеатрах.

Другая форма внестационарного обслуживания - заочный абонемент, с помощью которого осуществляется доставка литературы по почте на дом или по месту работы читателям, проживающим далеко от стационарных библиотек. Заочный абонемент появился еще в середине 19-го века. В наше время такая форма работы широко используется специальными библиотеками в обслуживании незрячих и слабовидящих читателей, которые живут в небольших населенных пунктах, не имеющих библиотек.

Наряду с другими формами внестационарного библиотечного обслуживания используется такая форма работы, как книгоношество. Книгоноша - штатный работник или активист библиотеки, который занимается доставкой библиотечных книг читателям. В 20-е гг. прошлого века книгоноши приносили книги на предприятия, в общежития, в школы ликвидации неграмотности, ходили по домам, занимаясь "вербовкой" читателей. Сейчас книгоношество можно использовать в обслуживании инвалидов и людей преклонного возраста.

Еще один вид внестационарного обслуживания читателей - коллективный и бригадный абонементы, которые применяют на предприятиях и в различных учреждениях. Коллективный абонемент - форма библиотечного обслуживания коллективов небольших предприятий, учреждений и организаций. Бригадный абонемент - форма внестационарного обслуживания производственного участка или бригады. Как форма работы бригадный абонемент появился в 80-е гг. XX века в профсоюзных библиотеках. Основной формой учета книг был книжный формуляр, где проставлялись номер бригады и дата выдачи книги. Отношения библиотеки с читателями строились при этом на взаимном доверии.

Наиболее эффективным способом приближения литературы к месту работы, учебы или проживания населения являются передвижные библиотеки. Передвижная библиотека - это библиотека, меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения. К передвижным библиотекам относятся библиобусы, библиотеки-суда и т. п. Самый распространенный вид передвижной библиотеки - библиобус. Это передвижная библиотека, располагающаяся в специально оборудованной машине.

Задача внестационарных форм библиотечного обслуживания:
– обеспечение прав граждан на доступ к информации,
- бесплатное получение полной информации о составе библиотечных фондов объединений муниципальных библиотек административных субъектов области и другие виды библиотечного информирования,
- привлечение к чтению населения,
- доведение библиотечной услуги до каждого населенного пункта, каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами.

Внестационарная сеть широко развивалась в 80-х годах прошлого века. В эти годы действовали: 3201 передвижка, 660 книговыдачных пунктов, к распространению книги было привлечено 5153 книгоноши.

Все эти внестационарные формы обслуживания читателей до сих пор являются актуальными.
На 1 января 2011 года внестационарная сеть Псковской области насчитывает 1065 библиотечных пунктов, по сравнению с прошлым годом сократилась на 134 единицы, на 2136 сократилась по сравнению с 80-ми годами.

Пользователи – 9,7% /в Великолукском районе – 26,2%/
Книговыдача – 6,1%
Посещения – 6,8
Не обслужено 2144 населенных пункта. В Псковском районе – 341; в Палкинском – 296; в Новоржевском – 189; в Опочецком – 155; в Куньинском – 133 /при этом % охвата библиотечным обслуживанием – 83,7%/; в Островском – 111, из них в 91 населенном пункте проживает от 1 до 5 человек (270 человек, 34,4% из которых только прописаны, но не проживают.

Для Псковской области характерна хуторная система и большая удаленность населенных пунктов от стационарных библиотек – 10 -15 км, в Островском районе удаленность от стационарной библиотеки до 70 км и не подъездных путей. Во многих деревнях проживает от 1 до 3-5-10 человек или население отсутствует. Транспорт имеет только 10 библиотечных объединений. Сами жители редко выбираются из своих деревень, плохое транспортное сообщение, автолавки, доставляющие в эти деревни необходимый товар в основном частные, брать на себя лишние заботы не хотят. Большинство жителей проживающих в деревнях, удалённых от библиотек, в таком преклонном возрасте, что давно не читают по причине плохого зрения, быстрой утомляемости, экономии электроэнергии и т.д.

В ряде районов население обслужено практически на 100% /Струги Красные, Дедовичи (люди, способные читать).

В отдаленных малочисленных населенных пунктах характерной формой обслуживания престарелого населения, которое бы хотело читать, но уже не может посещать самостоятельно библиотеку, стало книгоношество и подворные обходы. Библиотекари привлекают волонтеров-книгонош – активных читателей библиотеки, родственников, работников социальной защиты населения, почтальонов. В связи с тем, что газеты и журналы редко, кто выписывает, книгоноши доносят информацию о новых периодических изданиях. /Новоржев, Палкино (118 книгонош), Локня, Великолукский район/. В Опочецком районе используются только книгоношество и подворные обходы. Количество подворных обходов - 469 , книгонош – 94

Великолукский район. / Из информационного отчета за 2010 год/. «Результативность работы, количество и качество внестационарного обслуживания зависит от многих факторов: от правильно составленного графика работы, выбора формы обслуживания и методов пропаганды литературы. Приходится учитывать профессиональные, читательские интересы, социальный и возрастной состав работников, организации, где организованы библиотечные пункты. Немаловажен и фактор времени. Если библиотечный пункт организован на дому – эти требования относятся и к жителям этого населенного пункта.

В работе внестационарного обслуживания есть свои трудности. Главная трудность – подбор библиотекаря-общественника, так как он играет основную роль в обслуживании данного населенного пункта, несет ответственность за организацию работы и отчетность на библиотечном пункте. Если библиотекарь-общественник ответственный, то эта форма работы достаточно эффективна. Работают на библиотечных пунктах люди на общественных началах.

В силу своих возможностей стараемся сохранить их постоянный состав: комплектуем передвижки литературой повышенного спроса, лучших заведующих библиотечными пунктами награждаем ценными подарками на своем профессиональном празднике. При проведении подписной компании на средства, выделяемые из местного бюджета, лучших зав. библиотечными пунктами награждаем подпиской на популярные периодические издания.

Оказание методической помощи. /Великолукский район/. В течение года все ведущие специалисты центральной библиотеки выезжают в сельские библиотеки. В сельской библиотеке в специальной тетради фиксируются предложения по улучшению библиотечного обслуживания населения по срокам их выполнения. При следующем посещении уже наглядно видно, что было сделано по каждому конкретному замечанию и предложению.

Всего в течение года сделано 14 выездов в сельские библиотеки с целью оказания методической и консультативной помощи по следующим вопросам: выполнение «Единого плана библиотечного обслуживания населения», ведение учета и отчетности на библиотечных пунктах, дано 24 устных консультации по организации внестационарного обслуживания населения.

На заседаниях методического совета в течение года заслушивалась работа библиотек по вопросу организации библиотечного обслуживания населения в волостях. Заведующим сельскими филиалами было предложено рационально расположить библиотечные пункты в своей зоне обслуживания, с целью 100%-ного охвата населенных пунктов библиотечным обслуживанием».
Судя по отчетам, только в 3 районах работают в соответствии с Едиными планами библиотечного обслуживания населения /Гдов, Остров, Великолукский район/.


Примеры работы библиобуса /только 2 примера/:

В Новосокольниках один раз в месяц осуществляется работа библиобуса (автоклуба), который производит 2 стоянки в отдаленных районах города. Их обслуживают детская и районная библиотеки совместно.

В Опочецкой ЦРБ имеется микроавтобус «Газель». Поэтому сельские библиотекари имеют возможность по заранее спланированному графику проехать по населенным пунктам и обслужить население. Такой услугой в течение 2010 года пользовалась только библиотекарь Пригородной библиотеки. То есть получается так, что и транспорт в библиотечной системе есть, а по назначению его не используют. Как если бы использовали компьютер только в качестве пишущей машинки.

Из опыта регионов России

Как правило, в библиотеках организуются сектора внестационарного обслуживания. Работают по всем направлениям по пропаганде литературы среди населения. Для того чтобы полнее удовлетворять запросы читателей внестационарной сети, используются возможности внутрисистемного книгообмена, справочный аппарат ЦБ. Активно используются фонды "Читательская инициатива". Организуются книжные выставки, проводятся обзоры литературы «Отдыхаем всей семьей», «Родители и дети», «Вся семья вместе, так и душа на месте», уделяется внимание здоровому образу жизни.

Поводятся Акции «Подари книгу библиотеке», в результате фонд значительно пополняется новой, активно спрашиваемой литературой.

Используется сервисное обслуживание читателей на дому, в нем особо нуждаются те, кто по состоянию здоровья не может посещать библиотеку.

Оказывается методическая и практическая помощь в организации внестационарного обслуживания населения сотрудникам библиотек-филиалов.

Курьерская служба «Библио-сервис» — обслуживание периодическими изданиями на производстве (на рабочих местах) в соответствии с производственными и читательскими интересами. «Библио-сервисом» охвачены сотрудники администрации поселка, медперсонал больницы, работники частного предприятия «Акация». За 2008 год вне стен библиотеки проведено 20 информационных обзоров по новинкам периодики.

Курьерская служба «Милосердие» — пенсионеры и люди с ограниченными возможностями здоровья обслуживаются книгами на дому.

«Выездной читальный зал», который создан для учителей и учащихся муниципального образовательного учреждения № 20. Посетители этого читального зала регулярно знакомятся с новинками периодики, учебной и методической литературой. Для старшеклассников непосредственно в школе проводятся Дни периодики.

Белгород, областная детская библиотека
Сектор внестационарного обслуживания организует работу библиотечных пунктов, выездных читальных залов, коллективных абонементов по месту учебы и пребывания детей. Разрабатывает и реализует проекты и программы, направленные на привитие любви к чтению дошкольников и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Целевые читательские группы:
-дети-инвалиды и их семьи;
-воспитанники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (социальные сироты);
-дети-сироты и воспитанники детских домов;
-воспитанники Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;
-дошкольники тех учреждений, где организованы внестационарные формы обслуживания;
-посетители выездного читального зала «Книги на траве» Детского городка в Центральном парке культуры и отдыха им. Ленина в летний период;
-руководители детского чтения тех учреждений, где организованы внестационарные формы обслуживания.

Услуги. Организация:
• работы библиотечных пунктов, выездных читальных залов, коллективных абонементов по месту учебы и пребывания детей;
• выставок детского творчества, передвижных книжных выставок в детских учреждениях города и области;
• презентаций книг, встреч с писателями, издателями, редакторами детских журналов; творческих вечеров;
• семейных и детских книжных конкурсов, праздников книги.

Проекты и программы, осуществляемые сектором:
• Социально-благотворительный проект «Книжный мост», направленный на адаптацию и развитие досуговых интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основная идея проекта – приобщение детей к чтению на основе мотивирующего примера взрослых известных людей: деятелей культуры и писателей, политиков, спортсменов, деловых людей, педагогов, библиотекарей, родителей.
• «Книги собирают друзей» (преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп детей). Из книг ребята узнают «простые истины», которые станут опорой в будущей взрослой жизни. Книги помогут преодолеть одиночество, ощутить равенство с окружающим миром, научат верить в свои силы, стать просвещенным, культурным и социально ценным человеком в будущем.
• Летняя программа «Книжная карусель» (осуществление работы выездного читального зала на территории Детского городка в ЦПКиО им. Ленина).

Права пользователей при обслуживании вне стен библиотеки обеспечиваются:

• созданием различных форм обслуживания по месту работы, жительства или учебы, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
• предоставлением пользователям совокупного фонда государственной детской библиотеки А.А. Лиханова;
• возможностью пользования другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется уставом, правилами пользования ГДБ А.А. Лиханова;
• участием в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности ГДБ А.А. Лиханова.
МУ «Медынская городская библиотека»
Одним из важных направлений внестационарного обслуживания стала работа с людьми с ограниченными физическими возможностями. Среди них много творческих личностей, которые любят читать, интересуются событиями, происходящими в стране, районе, городе, но не могут посещать библиотеку. Для них создан и работает абонемент «Открытый мир». Их обслуживание осуществляется библиотекарем на дому. В 2010 году таких читателей было 16 человек.
Библиотекарь не только обменивает книги, но и беседует о прочитанном, о новинках литературы, о событиях в стране и районе.
Организация досуга людей старшего поколения – неотъемлемая часть работы внестационарного обслуживания городской библиотеки. Многим медынцам известно со страниц районной газеты «Заря» о работе клуба «Ретро», членами которого являются ветераны войны и труда, большая часть которых – инвалиды.
Смоленская область
Деятельность внестационарного обслуживания МУК «Централизованная библиотечная система» дает возможность наполнить жизнь населения отдаленных деревень новыми впечатлениями.
Работникиами центральной районной библиотеки c методистами отдела культуры совместно был организован выезд с концертной программой и обзором периодических изданий в д.Бельчевицы Тюшинского сельского поселения; д.Беднота, д.Пнево Соловьевского сельского поселения.
Был проведен обзор на тему «Полезная информация для Вас». Познакомили жителей с журналом «Приусадебное хозяйство», с его основными рубриками: «Дом и усадьбы», «Урожайные грядки», «Ваш сад», «Цветы в саду и дома» «Домашняя ферма».
В подарок все присутствующие получили лунный календарь на 2011 год по проведению работ в саду и огороде, а так же массу ярких впечатлений и положительных эмоций.
Тюменская область
Для расширения сферы библиотечного обслуживания библиотеки МУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» используют внестационарные формы. Приоритетными формами работы являются: библиотечные пункты, пункты выдачи, бригадный абонемент, надомное обслуживание. В г.п. Советский работает профилированная библиотека «Внестационар». Библиотека обслуживает 14 организаций и учреждений города, обслуживает на дому 41 человек. В основном это инвалиды всех возрастов и пожилые люди, жители отдаленных районов города.
г. Мценск Орловской области
Сельские читатели могут заказать и получать книги по интересующим их вопросам у работников библиотек и активистов, занимающихся внестационарной формой обслуживания населения района.

Кемеровская областная медицинская библиотека
• выезды в лечебно-профилактические учреждения с просмотрами новой литературы;
• тематические выставки и рекомендательные списки литературы к "Дням специалиста", врачебным и сестринским конференциям, съездам и другим мероприятиям;
• участие в международных выставках "ЭКСПО-СИБИРЬ";
• коллективные абонементы ( в гор. поликлинике №12 и областном патолого-анатомическом бюро).
Библиобусы

В Республике Карелия передвижной библиотечно-информационный комплекс, действующий пока только в Кондопожском районе, позволил с 2008 года полностью решить проблему обеспечения качественным библиотечно-информационным обслуживанием всех жителей этого района. В течение 2009 года организовано 43 стоянки библиобуса, выполнено более 200 выездов и обслужено более 2000 человек.

Ульяновск
У муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» два библиобуса – специально оборудованных автобусов для перевозки книг.
В фонд библиобуса будут входить книги русских и зарубежных классиков, справочная литература, энциклопедии, словари, литература для детей и юношества, периодические издания, мультимедийное оборудование.
Специалисты муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Ульяновска ведут переговоры с представителями органов местной власти по определению места стоянки и режима работы, формируют библиотечный фонд.
Обслуживание жителей пригородной зоны начнётся с 5 сентября 2011 года. Будут охвачены около 30 населённых пунктов. Так же будет осуществляться доставка необходимой литературы для людей с ограниченными возможностями.
Волгоград
Из рекламы:
Дорогие друзья!
Отдел Внестационарного обслуживания предоставляет свой фонд дошкольникам, школьникам, студентам, преподавателям и всем тем, кто читает книгу через нестационарные формы обслуживания. Фонд отдела насчитывает около 2000 печатных и электронных документов. В нашем фонде представлены энциклопедии по самым разным отраслям знаний, художественная и научная литература, альбомы по искусству, периодика. Есть также уникальная литература на шрифте Брайля из фондов Волгоградской областной библиотеки для слепых и слабовидящих людей.
Если вам нужна книга, но, к сожалению, ее нет в нашем отделе, то мы найдем ее в любой другой библиотеке через систему Межбиблиотечного абонемента и выполним ваш заказ.
Для пропаганды библиотечного фонда и привития детям интереса к чтению, отдел организует на договорной основе работу библиотечных пунктов в дошкольных учреждениях города.
Благодаря наличию у областной детской библиотеки Информационно-библиотечного центра – Волгоградский библиобус отдел обслуживает различные группы населения Волгограда и Волгоградской области в соответствии с их запросами и интересами. Проект библиобуса был разработан по образцу передвижных библиотек Англии. Активное участие в создании библиобуса принимали Администрация Волгоградской области, институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», а также служба культуры округа Стоктон-Берроу (Англия).
С 2003 года посредством библиобуса проводится досуговая, информационная, методическая работа в помощь общеобразовательным школам и библиотечным системам Волгоградской области. В библиобусе созданы комфортные условия для пользования информационными ресурсами отдела вне помещения библиотеки, в помощь читателям предлагается разнообразие технических средств: компьютер с подключением интернета, проектор, принтер, ксерокс, телевизор, видеоплеер, музыкальный центр.
С учетом интересов, запросов и социального заказа пользователей отдел организует досуговые мероприятия, привлекая к их проведению различные учреждения культуры Волгоградской области, общественные организации, СМИ. Так, совместно с психологическим центром «САМ» Областной юношеской библиотеки библиобус дает консультации профориентационного характера, включающие в себя компьютерную профдиагностику и групповое тестирование «Профессиональные ассоциации».
Для подростков библиобус устраивает творческие встречи с редакцией журнала «Зона риска» и газеты «Молодой. Свежее решение». Часто с библиобусом выезжают сотрудники Областного краеведческого музея с информацией об историческом прошлом края, о государственных символах России и Волгоградской области.
Библиобус частый гость в детских домах и домах для престарелых людей, где проводит благотворительные акции «Книга в подарок», показывает интересные фильмы.
Мероприятия библиобуса разработаны по различным темам:
• Краеведение
• Этническая толерантность
• Права ребенка
• Патриотическое воспитание
• Экология
• Здоровый образ жизни
• Профориентация
• Познавательно-равлекательные программы к любому празднику и др.
По любой разработанной или предлагаемой вами теме библиобус может приехать по предварительному заказу.
Регламенты
В связи с переходом на финансирование муниципальных услуг разрабатываются Регламенты исполнения муниципальной услуги «Организация библиотечно-информационного обслуживания населения». /Ставропольский/; по предоставлению муниципальной услуги «Организация библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания населения»/, Красноярский края/.
Все Регламенты включают пункт: обслуживает пользователя путем внестационарной организации; производит путем заключения договора между библиотекой и организацией, где будет осуществляться внестационарное библиотечное обслуживание или - обслуживает пользователя путем внестационарной организации (обслуживание производится после заключения договора между библиотекой и организацией, где будет осуществляться внестационарное библиотечное обслуживание); АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ предоставления муниципальной услуги «Библиотечное обслуживание населения Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района» краснодарский край /обслуживает пользователя путем внестационарной организации; посредством заключения договора между библиотекой и организацией, где будет осуществляться внестационарное библиотечное обслуживание; РЕГЛАМЕНТ Государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф.Вараввы» по предоставлению государственной услуги «Организация библиотечно-информационного обслуживания населения». Также включает:
внестационарное библиотечное обслуживание - обслуживание пользователей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы, жительства в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках, обслуживание на дому;

1.6.2.Осуществляет выдачу печатных, электронных, аудиовизуальных документов:
а) на стационаре (в отделах «Абонемент», «Читальный зал», «Компьютерный (электронный) читальный зал», «Информационно-библиографический отдел», «Публичный центр правовой информации»);
б) посредством нестационарных форм обслуживания, приближая книгу и другие источники информации к месту проживания, службы, работы, лечения, отдыха молодёжи (обслуживание молодых инвалидов на дому, организация нестационарных библиотечных пунктов в воинских частях и погранзаставах, летних лагерях оздоровления, труда и отдыха молодёжи, женских консультациях, госпиталях и т. д.);
в) посредством электронной доставки документов пользователям.

На Портале государственных и муниципальных услуг Курской области размещена информация об Услуге предоставляется в рамках следующей деятельности органов власти:
Организация библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками Дмитриевского района
Ответственный орган власти:
Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Дмитриевского района» Курской области (перейти на страницу описания органа власти)


Общая информация

Участвующие организации

Правовая база

Административный регламент

Комментарии экспертов


Описание
Муниципальная услуга по "Организация библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками Дмитриевского района, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов" предоставляется в целях повышения качества, доступности и оперативности предоставления заявителям информации в сфере библиотечного обслуживания населения, создания необходимых условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги.
Другие услуги предоставляемые в рамках этой деятельности
• Прием/выполнение справочно-библиографических запросов пользователей
• Информирование пользователей (абонентов) в соответствии с их информационными потребностями
• Организация и проводение массовых информационно – познавательных и досуговых мероприятий
• Обслуживание пользователей на абонементе и в читальном зале
• Проводение консультаций по каталогам, картотекам
• Внестационарное библиотечное обслуживание пользователей посредством книгоношества или организации работы библиотечного пункта (пункта выдачи)
• Комплектование библиотечного фонда
Организация библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками Дмитриевского района
Внестационарное библиотечное обслуживание пользователей посредством книгоношества или организации работы библиотечного пункта (пункта выдачи)
Общая информация
Личное обращение пользователя или его законного представителя с запросоми на документы к должностному лицу, ответственному за предоставление муниципальной услуги
Кто может получить услугу
- Физические лица - Инвалиды, люди преклонного возраста обслуживаются книгоношеством; Работники предприятий и учреждений, удаленных от зоны библиотечного обслуживания.
Основания для отказа в оказании услуги
Отсутствие документов
Отсутствие документа (оригинала), удостоверяющего личность, а для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личности их законных представителей

Обращение пользователя в библиотеку в нерабочие дни и часы
Срок оказания услуги
1-2 раза в месяц по договоренности
Результаты услуги
Выдача во временное пользование любого документа (книги, брошюры, газеты, журналы, информационные ресурсы на аудио-, видео- и электронных носителях)из библиотечных фондов;
- выдача документов или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек
Как можно подать документы
• По телефону
• Лично
• Через законного представителя
Как можно получить результаты оказания услуги
• По телефону
• Лично
• Через законного представителя
Контроль за оказанием услуги
Контроль за порядком предоставления муниципальной услуги осуществляется начальником отдела по вопросам культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта Администрации Дмитриевского района путем проведения проверок соблюдения и исполнения МУК «Дмитриевская межпоселенческая библиотека».

Текущий контроль за предоставлением муниципальной услуги в структурных подразделениях МУК «Дмитриевская межпоселенческая библиотека» осуществляется директором муниципального учреждения культуры путем проведения проверок соблюдения и исполнения должностными лицами – специалистами муниципальных библиотек.
Фиксация результата оказания услуги
Запись выданных документов фиксируется в формуляре читателя, тетради учета выдачи документов на библиотечном пункте, в дневнике учета работы библиотеки.
Права Заявителя и обязанности органа власти
Права и обязанности должностных лиц, ответственных за исполнение муниципальной услуги:
1. Должностные лица при предоставлении гражданам (пользователям) муниципальной услуги руководствуются положениями административного регламента.
2. Должностные лица, ответственные за исполнение муниципальной услуги, обязаны:
- предоставлять муниципальную услугу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курской области и Дмитриевского района;
-выполнять административные процедуры в полном объеме и в установленный срок.
3. Должностные лица, ответственные за исполнение муниципальной услуги, имеют право:
- определять и корректировать ход исполнения административных процедур в целях оптимизации процесса;
- вносить предложения по оптимизации процесса реализации муниципальной услуги;
- назначать ответственных за выполнение административных процедур.
Все пользователи библиотеки имеют право:
беспрепятственно посещать библиотеку согласно режима её работы;
бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и картотек, другие формы библиотечного информирования;
бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
бесплатно получать во временное пользование документы из библиотечных фондов в соответствии с Правилами пользования;
получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу (МБА) из других библиотек в соответствии с существующим порядком;
пользоваться другими дополнительными видами услуг, в том числе платными
Пользователи библиотеки обязаны:
быть вежливыми и не нарушать правил общественного поведения;
бережно относится к документам, полученным из фондов библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страниц и т.п.), проявлять постоянную заботу об их сохранности;
при получении документов тщательно их посмотреть и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю;
возвращать в библиотеку документы в строго установленные сроки;
не выносить из помещения библиотеки документы из фондов в том случае, если они не записаны в читательском формуляре или других учетных документах, как разрешенные к выносу;
не нарушать расстановки фонда в библиотеке при выборе документов, не вынимать карточки из каталогов и картотек;
ежегодно проходить перерегистрацию.
Сведения об оплате
Предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно.
Предоставление дополнительных сервисных услуг осуществляется платно на основании Положения о дополнительных (платных) услугах, предоставляемых пользователям МУК «Межпоселенческая библиотека Дмитриевского района» Курской области, утвержденного Постановлением Главы Дмитриевского района от 04.03.2008 г. № 91.
В странах СНГ
Приказ и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан от 25 мая 2007 года № 153
Об утверждении Правил доступа к фондам библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания для инвалидов или лиц преклонного возраста
В соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан «О культуре», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила доступа к фондам библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания для инвалидов или лиц преклонного возраста.
2. Департаменту историко-культурного наследия в установленном порядке:
1) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан;
2) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его официального опубликования.

И.о. Министра
Правила
доступа к фондам библиотек через заочные или внестационарные
формы обслуживания для инвалидов или лиц преклонного возраста
Утверждены приказом и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан
от 25 мая 2007 года № 153
1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии Законом Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре» и определяют порядок доступа к фондам библиотек через заочное или внестационарное формы обслуживания. Заочное или внестационарное формы обслуживания являются составной частью деятельности библиотек по оказанию услуг населению.
2. Библиотечный пункт - это территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в котором ведет ее штатный работник или библиотекарь-общественник с заключением договора. Библиотечные пункты организуются библиотекой по договоренности с предприятием, организацией, учреждением, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек.
3. Выездной читальный зал (с громкими чтениями) - форма внестационарного библиотечного обслуживания пользователей, предусматривающая возможность пользования печатными изданиями (книги, брошюры, газеты, журналы) (далее - печатные издания) и материалами (CD-диски, дискеты, флэш-порты, микрофильмы, аудио и видеоиздания) (далее - материалы) по месту жительства (дома престарелых, инвалидов) в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой.
4. Заочное или внестационарное библиотечное обслуживание - обслуживание пользователей за пределами библиотеки, предназначенное для дифференцированного обслуживания, удовлетворения их запросов.
5. Заочный абонемент - библиотечный абонемент, предоставляющий пользователю возможность получения печатных изданий и иных материалов непосредственно по месту жительства путем пересылки по почте.
6. Инвалид - пользователь, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
7. Коллективный абонемент - форма организации обслуживания трудового коллектива, класса, производственного участка на основе договора.
8. Лица преклонного возраста - пользователи от 58 лет и старше.
9. Надомный абонемент - библиотечный абонемент, предоставляющий пользователям возможность получения печатных изданий и других материалов на дому.
10. Передвижная библиотека - абонемент, предназначенный для обслуживания пользователей отдаленной территории.
2. Организация заочного или внестационарного библиотечного обслуживания
11. Задачей заочного или внестационарного форм библиотечного обслуживания является обеспечение прав инвалидов или лиц преклонного возраста на доступ к информации в соответствии с их потребностями и интересами.
12. Все государственные библиотеки обеспечивают работу по обслуживанию инвалидов или лиц преклонного возраста через заочное или внестационарное формы обслуживания.
13. К формам заочного или внестационарного библиотечного обслуживания относятся библиотечные пункты, заочные, надомные, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижные библиотеки.
14. Финансирование заочного или внестационарного библиотечного обслуживания осуществляется за счет ежегодно утверждаемого бюджета, предусмотренного на организацию, включая фонд, транспортные услуги, расходы на содержание помещения и другие расходы.
3. Услуги, оказываемые через заочные или внестационарные
формы обслуживания
15. Пользователям при заочном или внестационарном библиотечном обслуживании могут предоставляться следующие услуги:
1) справочная и консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
2) предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных печатных изданий и материалов;
3) поиск и предоставление информации по заказу читателя из полнотекстовых научных баз данных, онлайновых каталогов;
4) предоставление печатных изданий и материалов (их копии) из собственных фондов и из фондов других библиотек, в том числе с использованием электронной почты.
16. Заказы на предоставление указанных услуг принимаются в устной (по телефону) или письменной форме (бланк-заявка, по электронной почте).
Программы и проекты
Для организации внестационарного обслуживания библиотеками разрабатываются программы и проекты.
Программа «Развитие библиотечного дела Кондинского района ХМАО»
сроки реализации: 2009 - 2011 г.г.
Цель Программы: совершенствование деятельности библиотек МУ Кондинская МЦБС как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения, способствующих созданию условий для повышения интеллектуального уровня граждан, приобщения к чтению.
Задачи Программы:
• обеспечить гарантированное ежегодное 3%-е, полноценное комплектование библиотечных фондов современными источниками информации на различных носителях и ежегодное 5%-е списание ветхой, устаревшей и т.п. литературы;
• обеспечить высокий уровень информационно-библиографического обслуживания населения района, оперативного получения социально значимой, правовой, образовательной и другой информации с помощью создания модельных библиотек, ЦОДов и ТОДов;
• обеспечить развитие системы внестационарного обслуживания в МУ Кондинская МЦБС;
• модернизировать деятельность библиотек МУ Кондинская МЦБС для повышения уровня обслуживания, создания комфортной среды для пользователей, привлекательного имиджа библиотек и профессии библиотекаря посредством компьютеризации, включения их в общее информационное пространство, улучшения материально-технической базы;
• создать комплексную систему безопасности библиотечных фондов, сотрудников и посетителей библиотек МУ Кондинская МЦБС;
• обеспечить ремонт и техническое переоснащение библиотек МУ Кондинская МЦБС.
• обеспечить повышение квалификации и создать комфортную среду для профессионального общения библиотечных работников различного уровня, их самореализации путем раскрытия творческих способностей и дарований.
Подпрограммы:
1. Развитие библиотечного фонда МУ Кондинская МЦБС на 2009-2011 гг.
2. Обеспечение безопасности библиотек МУ Кондинская МЦБС и сохранности библиотечных фондов.
3. Создание модельных библиотек на базе Междуреченской центральной, Междуреченской детской библиотек и Мулымской библиотеки-филиала № 10.
4. Создание центров (ЦОД) и точек (ТОД) открытого доступа к социально значимой и правовой информации.
5. Развитие внестационарных форм обслуживания.
6. Методическое и кадровое обеспечение библиотек МЦБС.
7. Развитие материально-технической базы, ремонт зданий и техническое переоснащение библиотек МУ Кондинская МЦБС.

Проекты
«Мы едем к вам!»
В конце июня в Байкаловском сельском поселении состоялся открытый смотр-конкурс на лучший передвижной центр культуры «Крутой маршрут», организованный Министерством культуры и туризма Свердловской области, Свердловским областным Дворцом народного творчества, муниципальным учреждением «Центр информационной культурно-досуговой и спортивной деятельности» Байкаловского сельского поселения.
Был проведен также Круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития внестационарного культурного обслуживания отдаленных населенных пунктов Свердловской области. Специалисты разного уровня рассказали о том, как в нелегких современных условиях выжить автоклубам и организовать свою работу так, чтобы сделать культурное обслуживание для жителей отдаленных деревень максимально доступным.
Внестационарное обслуживание осуществляется в рамках программы «Рейс особого назначения». Творческий коллектив АКБ наладил прочные дружеские отношения с такими общественными организациями округа, как Управление социальной защиты населения, Центр социального обслуживания населения, Детско-юношеский центр, комиссия по делам несовершеннолетних, ЗАГС и многими другими. Совместно с работниками этих организаций АКБ организовал социально-культурный десант по малым деревням района. Функционирует передвижная мультимедиа-установка.
Проводится немало мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывается возраст, психологический настрой каждого ребенка. Доброй традицией стало проведение Нового года для этих ребят. Не остаются без внимания дети-сироты. Совместно с РДК организуют и проводят праздники в малонаселенных пунктах района, где нет стационарных учреждений культуры. В летний период автоклуб сделал 13 выездов с театрализованными программами «Ералаш», «Сбежала избушка от бабки-грязнушки» и другими. Выездные программы разработаны комплексно: театрализация, музыкальные конкурсы, разучивание танцев, эстафетные игры… Проводятся мероприятия ко Дню защиты детей, 1 апреля, праздник Осени и другие. Ведь неподдельная благодарность в глазах каждого ребенка – это самое лучшее доказательство, что работа автоклуба очень нужна!
Все присутствующие на круглом столе горячо обсуждали проблемы и перспективы передвижных учреждений культуры. Для большинства учреждений культуры характерны износ материальной базы, отсутствие инвестиций в развитие новых технологий, низкий уровень заработной платы специалистов. Эти проблемы являются причиной стремительной деградации инфраструктуры, обеспечивающей услуги культуры в сельских поселениях.
В подобной ситуации деятельность передвижных учреждений культуры является основой, гарантирующей конституционное право наших граждан, проживающих в малых сельских населенных пунктах, на доступ к культурным благам. В немалой степени наличие внестационарного учреждения культуры способствует повышению качества жизни на селе, улучшению социально-психологического климата.
В заключение круглого стола был сделан вывод: успех развития клубного передвижничества зависит, с одной стороны, от государства, которое, реализуя конституционное право граждан России на равный доступ к культурным благам, должно найти возможность обеспечения всех сельских муниципальных образований передвижными автоклубами нового поколения. А с другой стороны, этот успех зависит от усилий практиков, специалистов передвижных учреждений культуры, которым стоит продолжать поиск новых, соответствующих духу и ритму времени, форм работы с населением и обмена творческими достижениями.
Волонтерство
2011 год объявлен Годом волонтеров.
РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В РОССИИ
Старт добровольческому движению в России дал в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (26 апреля 2007 года) Президент Российской Федерации В. В. Путин, отмечая роль добровольцев, участвующих в социально значимой деятельности некоммерческих неправительственных организаций (НКО), назвал их «реальными индикаторами формирования в России активного гражданского общества».
В связи с актуальностью темы добровольчества и возрастающим признанием его роли в обществе 13-14 марта 2008 года в Москве прошла V Общероссийская конференция по добровольчеству.
Библиотеки России активно принимают участие в общероссийском движении «Волонтёры книжной культуры».
ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Добровольческое (волонтёрское) движение – это форма гражданского участия в общественно полезных делах.
Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.
Добровольческая (волонтёрская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально-значимых услуг, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
КАК СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ?
По инициативе Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ начата регистрация волонтеров России.
Личная книжка волонтера – документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях и дополнительной подготовке.
Для получения книжки необходимо зарегистрироваться в сети Интернет на сайте: www.jabapoint.ru.
По итогам регистрации присваивается личный идентификационный номер.
Затем необходимо обратиться с письменным заявлением в комитет по делам молодежи департамента социального развития. Заявление оформляется в произвольной форме с указанием личного идентификационного номера, Ф.И.О, года рождения, образования, профессии, домашнего адреса и телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3x4 сантиметра.
ВОЛОНТЁРСТВО – СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ТВОЕЙ КАРЬЕРЫ
Если ты молод и ищешь свой путь, ищешь то, что тебе действительно интересно, тогда волонтёрство – один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые, социально-полезные дела ты обучаешься различным трудовым навыкам, участвуешь в реальных проектах, получаешь знания и профессиональный опыт.
Делая полезные дела, ты получаешь реальное представление о предполагаемой профессии и можешь выбрать направление дальнейшего развития.
В настоящее время ведётся работа над тем, чтобы наличие личной книжки волонтёра учитывалось работодателем при приёме на работу и при поступлении в учебные заведения.
ВОЛОНТЁРЫ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Неклиновская межпоселенческая Центральная библиотека приняла активное участие в общероссийском движении «Волонтёры книжной культуры».
10 человек прошли официальную регистрацию и стали добровольцами (волонтёрами) библиотеки.
В своей работе волонтёры используют индивидуальные и коллективные формы работы с населением.
ДАРИТЬ ТЕПЛО И РАДОСТЬ ЛЮДЯМ
К 65-летию Великой Победы в Неклиновском районе была объявлена акция «Дарить тепло и радость людям».
Используя форму обслуживания «библиодесант», библиотекари района и их помощники (волонтёры) провели огромную историко-краеведческую работу, посетив каждую семью ветеранов ВОВ и тружеников тыла, собрали редчайшие документы военных лет: фотографии из семейных архивов, фронтовые «треугольники», воспоминания очевидцев. Этот материал будет представлен на документальной выставке «Фото из семейного альбома».
ДАРИТЬ ТЕПЛО И РАДОСТЬ ЛЮДЯМ
■ Библиодесант совместно с обществом ветеранов стал постоянным гостем Натальевского Центра социального обслуживания пожилых людей. К 23 февраля и ко Дню Победы в их адрес прозвучали слова поздравлений и были подарены книги.
ДАРИТЬ ТЕПЛО И РАДОСТЬ ЛЮДЯМ
Волонтёры Центральной библиотеки стали книгоношами и регулярно приносят книги и периодические издания ветеранам ВОВ и труда на дом.
Совместно с социальными работниками они выполняют и другие поручения ветеранов.
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
■ Волонтёры принимают активное участие во всех мероприятиях, посвященных Великой Победе, распространяя печатную продукцию:
• буклеты о героях-земляках;
• письма треугольники «Завещание солдата сыну»;
• приглашения и программы мероприятий;
• рекламные библиографические издания о войне.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
■ Добровольцы (волонтёры) оказывают помощь библиотекарям в проведении исследовательской деятельности:
• интервьюирование и опрос молодёжи об их отношении к войне и знании исторических событий;
• анкетирование;
• тестирование;
• работа в фокус-группах.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
При активном участии волонтёров Центральная библиотека выпустила сборник стихов поэтов Приазовья «Строки о войне» посвященный 65-летию Великой Победы.
В сборник вошли стихи авторов Неклиновского района, для которых день Победы – это день нашей ратной славы, день великой скорби и вечной благодарности воинам победителям.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
На ряду с разнообразными массовыми формами работы с населением, Центральная библиотека проводит «Читальный зал под открытым небом» 9 мая на площадке у Центральной библиотеки будут организованы:
• Презентация сборника стихов местных поэтов «Строки о войне»;
• Документальная выставка «Фото из семейного альбома»;
• Фотовыставка «Великая Победа: я помню, я горжусь»;
• Выставка детских рисунков «Пусть небо будет голубым».
Архангельск детская библиотека
Второй год эта библиотека работает с темой привлечения волонтеров к библиотечной работе. Накопленный положительный опыт позволил нам разработать проект «Открытые сердца», направленный на актуализацию молодежного волонтерства для продвижения книги и чтения в детскую аудиторию. В 2010 году проект получил грант Президента Российской Федерации. Одна из задач нашего проекта – «собрать» опыт работы российских библиотек с волонтёрами. Для выявления и распространения эффективных практик привлечения волонтеров к библиотечной деятельности 28 февраля – 2 марта 2011 года наша библиотека проводит межрегиональную творческую мастерскую по вовлечению волонтеров в библиотечную деятельность «Прикоснись ко мне добротой». Приглашаем принять участие в мастерской всех, кому интересна эта тема.

1 – 2 марта 2011 года была проведена Межрегиональная творческая мастерская
по вовлечению волонтеров в библиотечную деятельность «Прикоснись ко мне добротой». В творческой мастерской были рассмотрены и такие важные для нас вопросы как:
 История развития волонтерского движения в России и за рубежом.
 Волонтерство как социально-педагогическое явление.
 Библиотека и волонтеры – союз неравнодушных: по материалам Интернет-опроса.
 Всероссийское детско-юношеское движение «Тимуровцы информационного общества».
 Участие волонтеров в библиотечных проектах и акциях: опыт работы.
 Детское волонтерское движение в поддержку чтения: из опыта работы детских библиотек Белгородчины.
 Шаг навстречу: волонтерские проекты муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Архангельска.
 Методика разработки социальной акции с привлечением волонтеров: мастер-класс.

В завершение выступления предлагаю вам обзор методических материалов по теме нашего семинара, представленный на сайте Архангельской областной научной библиотеки.

"Передвижка - окно в мир"
Если рядом нет библиотеки,
Как же книги нам тогда читать?
Без душевной как прожить аптеки?
Как ответ на свой вопрос узнать?
Представленные в этом разделе книги и статьи расскажут вам об истории и современном состоянии внестационарного библиотечного обслуживания.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник : [внестационарное обслуживание читателей] / Под ред. А. Я. Айзенберга; Мин-во культуры РФ; МГУК. - М.: Изд-во МГУК, 1996. - C. 93-98.
"Важная роль в деле расширения сферы влияния библиотеки принадлежит внестационарному обслуживанию читателей, т. е. за ее пределами с использованием передвижных библиотек, библиотечных пунктов и других форм работы, обеспечивающих приближение книги к месту работы, учебы или жительства населения. Применение нестационарных форм обслуживания помогает решить задачи дифференцированного обслуживания читателей, более полного удовлетворения читательских запросов и привлечения населения к пользованию библиотекой. В российских библиотеках применяются разнообразные формы внестационарного обслуживания читателей: множество мелких населенных пунктов, микрорайонов, вахтовых поселков, небольших предприятий и учреждений обслуживаются библиотечными пунктами - территориально обособленными подразделениями библиотеки, работу в которых ведет ее штатный работник или библиотекарь-доброволец; путем организации коллективных и бригадных абонементов комплекты книг направляются в трудовые коллективы, бригады; для обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения применяются передвижные библиотеки (библиобусы и др.) и выездные читальные залы; в сельской местности и для обслуживания лиц, которые по каким-либо причинам не могут посещать библиотеку, особенно большое значение имеет доставка книг на дом (надомный абонемент, книгоношество), которая в современных условиях чаще всего осуществляется автотранспортом; возможность получения произведений печати и других документов непосредственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте дается также через заочный библиотечный абонемент."

Библиотечная энциклопедия : [передвижная библиотека] / Рос. гос. б-ка; [редкол.: гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова и др.]. - Москва: Пашков дом, 2007. - С. 790.
"Передвижная библиотека… ведет преимущественно абонементное обслуживание. К передвижным библиотекам относятся автобиблиотеки, судовые библиотеки. В 1920-е гг. передвижные библиотеки рассматривались как наиболее целесообразный путь приближения книги к малоподготовленным читателям. I библиотечный съезд РСФСР (1924) пришел к выводу, что под передвижными библиотеками следует понимать книжный фонд, формируемый для определенного библиотечного пункта и частично обновляемый по мере использования сообразно запросам читателей. Такое понимание передвижной библиотеки в отечественном библиотековедении удерживалось до принятия ГОСТ 7.26-80 "Библиотечное дело. Основные термины и определения". В соответствии с ним употребление терминов "передвижная библиотека" и "филиал библиотеки" в значении "библиотечный пункт" стало считаться недопустимым".

Алексеева, Светлана. "Сумочные народные читальни": книгоноши для глубинки / С. Алексеева // Библиотечное дело. - 2008. - N 3. - С. 20-21.
"…в 20-30-е годы прошлого столетия в Карелии курсировали культлодки и плавучие клубы, вагоны-библиотеки и вагоны-клубы. А с чего же начиналось внестационарное обслуживание? История книгоношества и передвижных библиотек в Карелии насчитывает более ста лет. В "Педагогическом листке" за 1898 г. читаем: "Учитель Вохтозерского училища Олонецкой губернии К. И. Дмитриев придумал весьма остроумную, нехлопотную и удобоприемную передвижную библиотеку - "Сумочную народную читальню". […] "Сумочные библиотеки" открывались, в первую очередь, при земских училищах и школах. […] "Сумочная библиотека" состояла из 30-50 клеенчатых сумок с 5-10 книгами различного содержания в каждой: военные рассказы, рассказы из священной и русской истории и географии, полезные сведения по сельскому хозяйству и медицине, назидательные рассказы из народного быта, - "все то, что любит крестьянин и что ему нужно и полезно" […] В каждой сумочке находились "объяснительная записка о пользовании книгами" и каталог передвижной, а в случае надобности - крупной центральной и ближайшей школьной библиотек".

Коробейников, Игорь Анатольевич. На бескрайних просторах: мобильные библиотеки: отечественный и зарубежный опыт / И. А. Коробейников // Библиотечное дело. - 2004. - № 5. - С. 12-13.
"В середине 1970-х в СССР при обслуживании отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек, библиобус был основным средством доставки книг. Кроме того, он мог использоваться для перевозки книг из коллектора в центральную библиотеку, а оттуда - в филиалы. Еще одним назначением библиобуса было обслуживание специалистов сельского хозяйства. Для этих целей промышленность выпускала библиотечные автобусы "Кубань-ГIБ" (с 1969 г. - 80 машин в год, а с 1976 г. - уже 140). Библиобусы должны были отличаться от других специализированных машин, привлекать к себе внимание, и дизайнеры придумывали для них различные варианты окраски. Внутреннее оборудование и меблировка определяли удобство для библиотекаря и читателей. Небольшое пространство салона не позволяло одновременно разместить многочисленную группу и обеспечить хранение большого фонда книг, журналов, газет. Кафедра выдачи книг и маленькое хранилище находились в конце машины за перегородкой. Перед отправлением автобуса столы складывались, книги помещались в ящики под столами. […] Некоторые модели библиотечных автобусов имели в своем комплекте палатку - зрительный зал для просмотра фильмов. Ее можно было переделывать в читальный зал, оборудовав дополнительными светильниками от автономного электропитания машины".

Работа библиотеки по бригадному абонементу : [опыт б-ки профкома произв. об-ния "АвтоВАЗ"]. - М.: Профиздат, 1988. - 94 с.
"Чтобы книга дошла до читателя-рабочего, в цехах организовывались библиотеки-передвижки (библиотечные пункты) на общественных началах. Однако из-за больших потерь книжного фонда их вскоре приходилось закрывать. А так как ликвидировать эти потери или возмещать стоимость пропавшей литературы должен был общественный библиотекарь, найти желающих взять на себя такую рискованную общественную нагрузку с каждым годом было все труднее. […] Проанализировав состояние дел, социологи среди наиболее важных причин низкой читательской активности выделили следующие: значительную удаленность некоторых производственных участков даже от филиала и малую доступность так называемых дефицитных книг. Отталкиваясь от этого, они и сформулировали свое предложение - передавать непосредственно в бригады микробиблиотечки из литературы повышенного спроса. […] Поначалу, в 1979 году, был открыт только один бригадный абонемент… В следующие два года библиотечный эксперимент распространился еще на восемь бригад. […] Ни одну книгу не потеряли и не испортили члены бригад, принявших участие в библиотечном эксперименте. Более того, издания возвращались в филиалы в отремонтированном виде, обернутыми в бумагу. […] Свои отношения с членами бригад библиотека не оформляла никакими договорами, протоколами, обязательствами. Все было построено на взаимном доверии. Прием и выдача книг оформлялись без чьих-либо подписей. […] Таким образом, при организации абонемента в бригаде была сделана попытка перевести ответственность читателя с юридической основы на моральную, а также повысить роль первичного трудового коллектива в системе взаимоотношений "библиотека-читатель"".

Пути улучшения библиотечного обслуживания учреждений и предприятий, не имеющих стационарных библиотек (1987) // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика : [сборник трудов] / А. Н. Ванеев; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург: Профессия, 2006. - С. 205-209. - (Серия "Библиотека").
"Анализ библиотечного обслуживания предприятий, не имеющих библиотек, проведенный нашей кафедрой, привел нас к выводам о хаотичности, бесплановости и бессистемности в его организации. Отсутствуют единые планы библиотечного обслуживания населения. Зачастую мелкие коллективы, работающие рядом с библиотекой, имеют обслуживание, в то время как более крупные и более удаленные - не имеют. Библиотечные пункты организуются в основном силами ЦБС государственных массовых библиотек. […] В библиотечном обслуживании небольших предприятий и организаций не используется такая прогрессивная и широко применяемая в этих целях за рубежом форма, как библиобусы. […] На библиотечном обслуживании небольших предприятий и учреждений отрицательно сказалась также несвоевременная и непродуманная ликвидация самостоятельных передвижных фондов. […] Не пора ли, если мы действительно хотим ликвидировать "остаточный принцип" в библиотечно-информационном обслуживании предприятий и организаций, не имеющих своих стационарных библиотек, возродить самостоятельные передвижные фонды, оснастив их соответствующей техникой и прежде всего библиобусами?".

Петрова, Л. А. Административная реформа и сельская библиотека: "за" и "против" децентрализации библиотечной сети / Л. А. Петрова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - N 10. - С. 18-23.
"Особенностью севера и северо-запада России является большое количество мелких населенных пунктов. В связи с новым административно-территориальным делением во вновь созданных поселениях вместо одной могут оказаться две-три сельские библиотеки. Сможет ли новая власть их содержать? В этих условиях будет возрастать роль внестационарного обслуживания. Очень показателен исторический опыт библиотечного дела в дореволюционной России, когда земства из-за дороговизны книг создавали передвижные библиотеки кругового типа. Книги по определенной отрасли знаний из нескольких близко расположенных населенных пунктов объединялись в одном из них. Через полгода селения менялись между собой этими комплектами".

Внестационарное библиотечное обслуживание в условиях оптимизации сети муниципальных библиотек // Методические рекомендации по реорганизации сети муниципальных библиотек в соответствии с требованиями "Модельного стандарта муниципальной библиотеки Пермской области": (по итогам пилотного проекта по мероприятию "Изменение структуры бюджетных расходов на предоставление услуг в области культуры") / Департамент культуры и искусства Перм. обл., Перм. гос. обл. универс. б-ка им. А. М. Горького; [сост.: И. В. Бабченко, канд. пед. наук, Л. С. Ведерникова]. - Пермь: [б. и.], 2004. - С. 20-27.
"Передвижные библиотеки (библиобусы) рекомендуются для замены стационарного обслуживания в тех случаях, когда функционирование стационарной библиотеки не эффективно. […] Стоянка библиобуса должна быть доступна для целевой аудитории как по расположению (удобство доступа), так и по времени. Рекомендуется располагать стоянки рядом со стационарными объектами, обслуживающими население (магазины, медицинские учреждения, школы...). […] Для эффективного использования автотранспорта рекомендуется библиотечную деятельность библиобуса совмещать с непрофильной социально-значимой (медицинской, социальной, почтовой…) на условиях совместного финансирования. […] Возможно нарушение графика обслуживания в связи с форс-мажорными обстоятельствами. К факторам риска можно отнести технические (поломка библиобуса) и природно-климатические. Для избежания технических задержек рекомендуется учитывать при составлении бюджета не только затраты на ГСМ, но и на регламентное техническое обслуживание библиобуса согласно требованиям производителя".

Игошева, Нина. Далеко ли, близко ли - информацию получат все: организация внестационарного и других форм библиотечного обслуживания в условиях реформы местного самоуправления / Н. Игошева // Библиополе. - 2006. - N 5. - С. 34-39.
"Библиотеки Уинской ЦБС (Пермская область) принадлежат к тем важнейшим социальным институтам, которые стараются предоставить жителям района широкие возможности права на свободу получения информации, на выбор форм обслуживания, источников и средств получения знаний. […] Внестационарное обслуживание в районе приобретает еще большее значение в связи с реорганизацией библиотечной сети в области. […] Опыт убеждает, что книга в самом деле должна быть приближена и к месту жительства, и к месту работы. Реализовать на практике эти основные принципы библиотечной деятельности нам особенно помогает библиобус. […] Наша автобиблиотека - это действительно окно в мир. Она является единственным источником получения библиотечной книги в малых неперспективных деревнях. […] … успешным результатом этой работы […] является отсутствие в районе не обслуженных библиотечной книгой населенных пунктов. […] Такие успехи мы объясняем не только применением различных форм обслуживания, но и ежедневным вниманием к данному направлению деятельности со стороны руководства ЦБС, его серьезным отношением к учету, а также хорошими контактами с сельскими администрациями всех наших библиотекарей. Немаловажное значение для результативности деятельности внестационарного обслуживания имеет и четко поставленное руководство со стороны методической службы ЦБ. У нас в полной мере используются главные принципы библиотечного обслуживания: полнота и оперативность…".

Блюдова, Людмила Константиновна. Библиобус привозит праздник: опыт работы Библиотечно-информационного центра / Л. К. Блюдова // Библиотечное дело. - 2008. - N 10. - С. 17-19.
"В марте 2007 года Ленинградская областная универсальная научная библиотека приступила к реализации проекта, который стал одним из основных направлений ее работы - предоставление жителям Ленинградской области услуг через передвижной библиотечно-информационный центр (БИЦ). Таким БИЦ стал переоборудованный микроавтобус "Форд", имеющий семь пассажирских мест для сотрудников библиотеки, четыре рабочих места для читателей, специальные шкафы и полки, на которых размещается более чем 1500 книг, технические средства, позволяющие осуществлять выход в Интернет. И демонстрировать видеоматериалы и электронные продукты. Цель проекта - обеспечение условий для предоставления доступа к информационным ресурсам жителям области. Задачи - создание качественно новой системы библиотечно-информационого обслуживания пользователей и населения области; создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения информации. […] Услуги БИЦ отличаются масштабностью, задействованностью органов власти и СМИ, нацелены на привлечение внимания широкой общественности к проблемам чтения, продвижение книги и информации".

Козлова, Л. А. Книжные премьеры для читателей глубинки: новая концепция "передвижки" / Л. А. Козлова // Библиотечное дело. - 2009. - N 8. - С. 18-19.
"Доставка книг различной тематики в районные и сельские библиотеки области и организация встреч местных жителей с известными писателями, интересными людьми из Вологды - такова суть проекта Вологодской ОУНБ "Библиотека на колесах". […] Как и почему появился этот проект? Причин было две: отсутствие муниципальных средств на комплектование библиотек и ограниченность репертуара книжной продукции в местных магазинах. Благодаря "Библиотеке на колесах" жители районов области получили возможность пользоваться изданиями из фондов областной библиотеки: сформированные в нашей библиотеке комплекты из 100-200 книг поочередно направляются в ЦБС области. […] Перед приездом "Библиотеки на колесах" в районной библиотеке распространяются рекламные листовки, размещаются плакаты. В назначенный час для читателей проводится презентация книг из "передвижки". В библиотеки района книги передаются на несколько месяцев. Центральная библиотека берет на себя обязательство доставить литературу в сельские филиалы, собрать ее по прочтении, вернуть в ОУНБ и представить статистический отчет о работе и массовых мероприятиях".
Внестационарное библиотечное обслуживание: проблемы и пути решения: сб. материалов / Перм. гос. обл. универсал. б-ка им. А. М. Горького, отд. науч.-исслед. и метод. работы ; сост. А. В. Молодцова ; ред. и отв. за вып. Л. С. Ведерникова. - Пермь, 2006. - 80 с : ил., табл.
Содержание
I. Организация внестационарного библиотечного обслуживания: проблемы и пути решения
Уткина Н. А. Маркетинговые исследования необходимости внестационарного библиотечного обслуживания
Игошева Н. П. Инновационная деятельность Уинской ЦБС по проблеме «Организация внестационарного библиотечного обслуживания: проблемы и пути решения»
Михалева Н. Г., Чудинова В. Н. Внестационарное библиотечное обслуживание населения в условиях северного Чердынского района
Братчикова Н. Г. Особенности внестационарного библиотечного обслуживания населения микрорайона Ленинской сельской библиотеки им. Ф. Ф. Павленкова Уинского района
Мамаева Н. Н. Внестационарное библиотечное обслуживание в условиях реорганизации сети стационарных библиотек
Куделько Е. П. Организация библиотечного обслуживания населения, проживающего на территории Пыскорской сельской администрации Усольского района
Молодцова А. В. Некоторые особенности организации и требования к разработке рекламы внестационарных форм обслуживания (На опыте библиотек Пермской области)
II. Эффективные формы внестационарного библиотечного обслуживания населения
Штраус Л. Ф. Нестандартные решения в организации внестационарного библиотечного обслуживания пользователей
Зайцева Т. Н. «Классные абонементы» в практике работы Добрянской ЦБС
Торсунова Е. А. Стоянки автотранспорта как форма внестационарного библиотечного обслуживания
Русских Н. Н. Особенности внестационарного библиотечного обслуживания жителей Горнозаводского района
Бугрова Т. А. Приёмы, методы, организация работы волонтеров-книгонош, их роль на селе
Чуканова Н. П. Позитивная оценка вклада библиотекарей-общественников и волонтеров-книгонош в обслуживании населения книгой в Берёзовском районе
III. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей и населения в условиях внестационарного обслуживания населения книгой
Михалева Е. М. Формирование информационной культуры пользователей внестационарной сети библиотек города
Новикова Н. Н. Информация нужна всем
IV. Внестационарное библиотечное обслуживание социально незащищённых людей
Ануфриева С. В. Чтобы жизнь не прошла мимо
Шакирзянова Л. Х. Равные права - равные возможности
Скурихина Т. В. Внестационарное библиотечное обслуживание социально незащищён¬ных людей через выездные читальные залы
Все эти издания или статьи из них Вы можете заказать по МБА или ЭДД в Псковской областной универсальной научной библиотеке.
Библиотечные пункты, сервисное обслуживание на дому, другие внестационарные формы выгодны и населению, и библиотекарям. С одной стороны, они позволяют максимально приблизить информацию к пользователю, создать ему благоприятные условия для получения библиотечной книги. С другой стороны, это хороший способ для библиотекарей расширить сферу своего влияния, привлечь новых пользователей, повысить основные показатели работы.

АКИНФИЕВА Ольга Вадимовна, заведующая отделом
координации деятельности библиотек области

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу