воскресенье, 31 июля 2011 г.

Примерное положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения в Псковской области

«Положение…» имеет целью ориентировать органы управления культурой и местного самоуправления Псковской области на организацию внестационарных библиотечных форм обслуживания.

Задача внестационарных форм библиотечного обслуживания – обеспечение прав граждан на доступ к информации, получение документов из фондов ЦБС и привлечение населения к чтению.

1. Организация внестационарного библиотечного обслуживания населения Псковской области

1.1. Организация и размещение внестационарных библиотечных форм осуществляется органами культуры, местного самоуправления, дирекцией ЦБС в целях формирования единого информационного пространства на территории области и муниципальных образований, способствующего выравниванию условий доступа к информации всего населения, независимо от места проживания.

1.2. Внестационарное библиотечное обслуживание должно способствовать доступу удаленных пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (фонду документов, источникам и средствам информации).

1.3. Центральные районные, городские библиотеки являются организационно-методическими центрами внестационарной работы на территории муниципальных образований.

1.4. В функции центральной районной (городской) библиотеки входит обслуживание всех населенных пунктов сельской (городской) администрации, в соответствии с этим в центральных библиотеках организуются секторы (при отделах обслуживания) внестационарного обслуживания.

1.5. Планирование создания и размещения форм внестационарного обслуживания осуществляется центральной библиотекой с учетом административно-территориального деления. Составляется «План библиотечного обслуживания микрорайона…»* каждой библиотеки, утверждаемый дирекцией ЦБС и согласованный с главой сельской администрации.

1.6. Жители населенных пунктов, удаленных от ближайшего библиотечного учреждения, обслуживаются различными внестационарными формами (см. п.2 данного Положения), в том числе библиобусами (автотранспортом отдела культуры или местной администрации).

1.7. График работы форм внестационарного обслуживания определяется правилами пользования библиотекой, согласовывается с местной администрацией и дирекцией ЦБС, доводится до сведения жителей населенного пункта, микрорайона города.

1.8. Информация о библиотечных ресурсах и правилах пользования ими должна быть доступна всем жителям.

1.9. Библиотекарь-общественник (волонтер), как и библиотекарь стационарной библиотеки, принимает заказы пользователей на необходимые издания, передает их в библиотеку и следит за выполнением.

1.10. Оценка качества и результативности библиотечных услуг в режиме внестационарного библиотечного обслуживания осуществляется самой библиотекой на всех этапах их реализации. Оценка услуг включает следующие их характеристики: соответствие спросу и полезность, современность и оперативность выполнения, информативность и содержательность.

2. Права пользователей

2.1. Пользователи имеют право на:

● обслуживание независимо от возраста, национальности, образования, отношения к религии, политических убеждений и социального положения;

● обеспечение различными формами обслуживания по месту работы, жительства или учебы;

● использование единого фонда централизованной библиотечной системы;

● получение документов или их копий по МБА из других библиотек в соответствии с правилами данного вида обслуживания;

● пользование другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется уставом, правилами пользования центральной библиотекой;

● участие в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности центральной библиотеки (любой библиотеки)

2.2. Перечень бесплатных услуг, предоставляемых населению при организации внестационарного библиотечного обслуживания:

● обеспечение справочной и консультационной помощью в поиске и выборе источников информации;

● предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов, о возможностях удовлетворения запросов с помощью других библиотек;

● предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с «Правилами пользования библиотекой».

3. Формы внестационарного библиотечного обслуживания

3.1. К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, библиобус (передвижная библиотека).

3.2.Библиотечный пункт – это территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в котором ведет ее штатный работник или библиотекарь-общественник. Библиотечные пункты организуются библиотекой по договору с предприятием, организацией, учреждением, их структурными подразделениями, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек.

3.3. Коллективный абонемент – при этой форме один из членов коллектива систематически получает в стационарной библиотеке книги на всех и, по прочтении их членами коллектива, возвращает.

3.4. Книгоношество – форма внестационарного библиотечного обслуживания, в которой литература из стационарной библиотеки доставляется по месту жительства тем читателям, которые в силу ряда причин (болезнь, возраст, отдаленность стационарной библиотеки и т.п.) не могут самостоятельно посещать библиотеку. В роли книгонош, как правило, выступают активисты (волонтеры) стационарной библиотеки, иногда сами библиотекари.

3.5. Выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предоставляющая возможность читателям пользоваться книгами и периодическими изданиями по месту работы и учебы в определенные дни месяца.

3.6. Библиобус – (передвижная библиотека), специально оборудованная и снабженная набором литературы автомашина, предназначенная для организации внестационарного обслуживания пользователей.

4. Фонд, его комплектование, использование во всех внестационарных формах обслуживания

4.1. Для удовлетворения запросов пользователей всех форм внестационарного обслуживания используется единый фонд ЦБС.

4.2. В центральной районной библиотеке выделяется сектор внестационарного обслуживания, который комплектуется из расчета средней книгообеспеченности на одного жителя обслуживаемых населенных пунктов.

4.3. В фонде для внестационарного обслуживания должна быть представлена литература по всем отраслям знаний, книги для детей и периодические издания. В библиотечных пунктах возможно использование периодических изданий, выписываемых организациями, предприятиями, учреждениями, в которых эти пункты организованы.

4.4. Фонд библиотечных пунктов периодически обновляется по частям или полностью по мере использования изданий читателями.

4.5. Во всех библиотечных пунктах необходимо иметь объявления о том, что пользователи могут заказать любое издание, имеющееся в фондах ЦБС, правила пользования МБА и «Информационный бюллетень новых поступлений в фонд ЦБС».

5. Технология внестационарной работы ЦБС

5.1. Сектор внестационарного обслуживания должен иметь комнату, в которой следует сосредоточить:

• единый план библиотечного обслуживания населения района (города);

• картотеку внестационарных библиотечных пунктов района, города (всех форм);

• карту-схему района, города с отмеченными на ней стационарными библиотеками, библиотечными пунктами всех форм внестационарного обслуживания;

• графики работы библиобуса (или автотранспорта отдела культуры, сельской администрации) и библиотечных пунктов (всех форм организации);

• документацию на внестационарные библиотечные пункты всех форм центральной библиотеки. Каждая библиотека ЦБС хранит у себя документацию на все внестационарные точки.

5.2. Внестационарной работой в ЦБС занимается библиотекарь сектора внестационарного библиотечного обслуживания при отделе обслуживания центральной библиотеки.

5.3. Библиотекарь сектора внестационарного обслуживания ЦРБ участвует в работе Совета по комплектованию, представляет в отдел комплектования центральной библиотеки заявки на необходимые для внестационарных библиотечных пунктов книги и другие документы. Осуществляет контроль за их поступлением, несет ответственность за сохранность книг, периодических изданий, кинофотодокументов, поступающих в подразделения внестационарного обслуживания.

5.4. В обязанности библиотекаря сектора внестационарного обслуживания ЦРБ, отвечающего за внестационарное обслуживание района, города также входит:

• планирование, учет и отчетность, контроль за работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС;

• инструктаж сельских библиотекарей, общественников и книгонош;

• организация книжных выставок и проведение массовых мероприятий во внестационарных библиотечных пунктах.

6. Учет и отчетность внестационарной библиотечной работы

6.1. В каждой ЦБС ведется учет следующих показателей внестационарной библиотечной работы:

• количество библиотечных пунктов, коллективных абонементов, выездных читальных залов*, книгонош;

• число читателей в них;

• число посещений;

• число книговыдач, в том числе по отраслям знаний.

6.2. Запись читателей и выдача им изданий в библиотечных пунктах производится в соответствии с правилами, принятыми в стационарной библиотеке, и с условиями, оговоренными в «Договоре об организации библиотечного пункта».

6.3. Учет работы по обслуживанию читателей библиотечных пунктов (число читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий и т.д.) ведется в дневнике, применяемом в стационарных библиотеках. Сведения включаются в отчет библиотеки, в ведении которой находится библиотечный пункт.

6.4. Выдача книг для библиотечных пунктов производится на основании договора, заключенного между библиотекой и организацией, получающей библиотечную точку. Если в библиотечном пункте работает библиотекарь-общественник, на него оформляется доверенность на получение изданий.

6.5. На каждый библиотечный пункт, коллективный абонемент, выездной читальный зал заполняется формуляр в двух экземплярах, один из которых остается в библиотеке, а второй хранится в библиотечном пункте, коллективном абонементе, выездном читальном зале. 

Сведения об общем числе выданных и возвращенных книг отмечаются в соответствующих графах формуляра и скрепляются подписями библиотекаря, выдавшего книги, и общественника, получившего их.

6.6. Из изданий, выданных во внестационарную точку, вынимаются книжные формуляры, на каждом из них отмечается дата выдачи, номер точки, заведующий расписывается в получении издания. Формуляр библиотечного пункта и книжные формуляры являются учетными документами выданных изданий.

6.7. Книжные формуляры расставляются за разделителем с указанием номера и наименования библиотечного пункта по алфавиту авторов. После возвращения изданий в библиотеку книжные формуляры вкладываются в издания. Расписка библиотекаря пункта аннулируется.

6.8. Для документации библиотечных пунктов на каждый из них в стационарной библиотеке, в ведении которого он находится, заводится отдельная папка. В папке хранятся: договор, доверенность на получение книг, формуляр библиотечного пункта, отчеты и другие документы, связанные с организацией и работой библиотечных пунктов.

6.9. Библиотечный работник сектора внестационарного обслуживания ЦРБ, занимающийся в ЦБС внестационарным обслуживанием, разрабатывает таблички, в которые входят все перечисленные показатели, и снабжает ими каждый филиал по количеству внестационарных точек.

6.10. Отчеты должны составляться ежеквартально и передаваться в ЦРБ (ЦГБ). Подписывая отчет за квартал, год, каждый библиотекарь должен нести ответственность за достоверность показателей.

6.11. Учет книговыдачи ведут сами читатели на «Листке учета чтения», который заполняют все прочитавшие данное издание – члены коллектива, родственники, друзья, соседи, проставляя дату получения издания и свою фамилию. Сроки чтения регламентируются внутри читательского коллектива. В среднем издание находится у читателя 8-10 дней.

6.12. Обмен микробиблиотеки осуществляется раз в два месяца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу