воскресенье, 24 июля 2011 г.

Планирование, учет и отчетность внестационарной работы: Консультация

Задача, которую решает каждая библиотека при организации внестационарного библиотечного обслуживания, – это обеспечение прав граждан на обслуживание, бесплатное получение полной информации о документах из единого фонда ЦБС, привлечение населения к чтению. Особенно возрастает роль внестационарных форм в обслуживании людей с ограничениями жизнедеятельности, т.е. пожилых людей, инвалидов, безработных.
Процесс оказания библиотечных услуг в режиме внестационарного библиотечного обслуживания состоит из этапов: планирования, разработки, рекламирования, востребования.

Планированием создания и размещения внестационарных форм обслуживания занимается центральная районная библиотека. Составляется «План библиотечного обслуживания волости / микрорайона»… каждой библиотеки, входящей в библиотечное объединение.

Составление единого плана проходит в несколько этапов.

На первом этапе изучаются данные о состоянии библиотечного дела на обслуживаемой территории (волости), собираются сведения о количестве населенных пунктов, числе жителей, в том числе учащихся 1-9 классов; читающих и нечитающих семей, проживающих в зоне обслуживания библиотеки.

Необходимо уточнить показатели деятельности библиотеки: книжный фонд, число читателей, книговыдач, состояние материальной базы библиотеки.

На первом этапе подготовки плана оформляется карта-схема библиотечной сети: на схематичной карте зоны обслуживания (волости) против каждого населенного пункта отмечаются имеющиеся библиотеки, пункты выдачи, передвижки, указывается расстояние от каждого населенного пункта до ближайшей библиотеки.

Карта дает наглядное представление о библиотечном обслуживании всех населенных пунктов.

Второй этап составления плана – определение форм библиотечного обслуживания каждого населенного пункта и, при необходимости, их упорядочение.
Это делается с учетом количества населенных пунктов, их расположения и степени удаленности от библиотеки, количества жителей в каждом их них, и состава их книжных фондов.

Библиотечным обслуживанием должны быть охвачены все населенные пункты и производственные участки.

Третий этап работы – планирование основных показателей: численность книжных фондов, общей книговыдачи, количества читателей.

Четвертый, заключительный этап – оформление плана, его обсуждение и утверждение Учредителем.

Единый план библиотечного обслуживания населения библиотеки состоит из пояснительной записки и таблицы.

Далее – внестационарная работа регламентируется Положением о внестационарной деятельности, которое наряду с другой нормативно-правовой документацией должна иметь каждая библиотека /библиотечное объединение.

В муниципальной библиотеке / объединении должна быть следующая документация:
• Устав
• Годовые, квартальные, текущие планы работы.
• Статистические отчеты в установленном порядке.
• Положение о сельской библиотеке – филиале
• Должностные инструкции
• Правила пользования библиотекой.

Положения, Правила пользования библиотекой являются правовой основой работы библиотек. Положение – это правовой акт, отражающий задачи и функции, содержание работы, права и ответственность, структуру, организацию управления и т.д.


«Положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения Псковской области» (2005 г.) определяет принципы организации работы внестационарных форм обслуживания как составной части деятельности муниципальных библиотек по оказанию библиотечных услуг населению Псковской области..
Кроме этого разрабатываются:
• Положение о библиотеке – автомобиле (библиобусе)
• Положение о выездном читальном зале
• Положение о семейном формуляре

Положение о внестационарном библиотечном обслуживании населения Псковской области» содержит следующие разделы:

• Общие положения организации внестационарного обслуживания
• Права пользователей
• Формы внестационарного библиотечного обслуживания
• Комплектование, использование фонда
• Технология внестационарной работы
• Учет и отчетность

Остановимся несколько подробнее на каждом из разделов.

1. Организация внестационарного обслуживания населения Псковской области.

Определены цели, задачи внестационарной работы, функции центральных библиотек по организации этого направления обслуживания населения.

2. Права пользователей

Прописаны права пользователей на:
• Использование единого фонда ЦБС
• Получение документов и их копий по МБА
• Участие в мероприятиях, проводимых библиотекой
• Получение следующих бесплатных услуг (справочная и консультационная помощь, предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда и др.)

3. Формы внестационарного библиотечного обслуживания

Все формы можно разделить на 2 категории: совместные и замещающие. Услуги по совместным формам внестационарного обслуживания оказываются по двухстороннему договору между библиотекой / библиотечным объединением и сторонней организацией, заинтересованной в получении услуг (любая организация, включая органы местного самоуправления и коммерческие организации).

К совместным формам можно отнести библиотечный пункт и выездной читальный зал.
К замещающим формам внестационарного обслуживания, т. е. замещающим стационарные формы, относятся передвижная библиотека и коллективный абонемент.

Подробнее о внестационарных формах обслуживания.

Библиотечный пункт – это территориально обособленное подразделение библиотеки, работу в котором ведет штатный сотрудник или библиотекарь-общественник. Библиотечные пункты организуются библиотекой по договору с предприятием, организацией, учреждением, их структурными подразделениями, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек.

По Модельному стандарту Псковской области - «в труднодоступных и отдаленных н/п с населением – менее 200 жителей». Финансирование деятельности библиотечного пункта осуществляется совместно: коммунальные платежи – администрацией поселения; оплата сотрудника (0,5 ставки) – библиотечным учреждением.
Библиотечные пункты на предприятиях и в организациях открываются для расширения зоны обслуживания.

Выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предоставляющая возможность читателям пользоваться книгами и журналами по месту работы или учебы в определенные дни месяца.

Коллективный абонемент – это форма организации, при которой один из членов коллектива получает в стационарной библиотеке книги на всех и по прочтении их возвращает. Форма обслуживания «Коллективный абонемент» рекомендуется к введению во всех структурных подразделениях библиотечных учреждений как дополнительная и незатратная услуга, позволяющая увеличить охват населения.

Книгоношество – форма внестационарного библиотечного обслуживания, когда книги из стационарной библиотеки доставляются по месту жительства тем читателям, которые в силу ряда причин (болезнь, возраст, отдаленность стационарной библиотеки) не могут самостоятельно посещать библиотеку. В роли книгонош выступают активисты / волонтеры.

Библиобус (передвижная библиотека) – специально оборудованная и снабженная набором литературы автомашина, предназначенная для организации автостоянок.
Эта форма предлагается как основная альтернатива стационарному библиотечному обслуживанию.

Последняя разработка в этом направлении – это Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) – оборудованный по последнему слову техники автомобиль, предназначенный для обслуживания различных групп населения (детей, молодежи, учащихся, специалистов, пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями) отдаленных населенных пунктов области.

4. Фонд, его комплектование, использование во всех внестационарных формах обслуживания

Для удовлетворения запросов читателей в ЦРБ выделяется сектор / отдел внестационарного обслуживания (или закрепляется сотрудник, отвечающий за данное направления работы), комплектующийся из расчета средней книгообеспечености на одного жителя обслуживаемого населенного пункта (по Модельному стандарту: город 5-7 томов на жителя; село – 7-9 томов на жителя).

В фонде должна быть представлена литература по всем отраслям знаний, книги для детей и периодические издания.

Реклама.

Во всех библиотечных пунктах необходимо иметь объявления о том, что читатели могут заказать любое издание, имеющееся в едином фонде ЦБС, правила пользования МБА и «Информационный бюллетень новых поступлений в фонд»…

5. Технология внестационарной работы.

В отделе (секторе) внестационарной работы должны быть следующие документы.

• Единый план библиотечного обслуживания муниципального образования;
• Картотека внестационарных библиотечных пунктов района / города всех форм;
• Карта-схема района / города с отмеченными на ней стационарными библиотеками, библиотечными пунктами, передвижками и т.д.;
• Графики работы библиобуса (или автотранспорта отдела культуры, администрации поселения) и библиотечных пунктов, передвижек;
• Документация на внестационарные библиотечные пункты всех форм ЦРБ. В каждой сельской библиотеки – документация на библиотечные пункты этой библиотеки
Приказом директора внестационарная работа закрепляется за определенным сотрудником, в обязанности которого входит:
• Планирование, учет и отчетность, контроль за работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС;
• Консультативная помощь сельским библиотекарям, книгоношам, общественникам;
• Организация книжных выставок и проведение массовых мероприятий во внестационарных библиотечных пунктах.

Массовая работа в библиотечных пунктах в форме небольших мероприятий, например, обзоров литературы, бесед о книжных новинках, выставок может проводиться библиотекарем сельской библиотеки или сотрудником ЦРБ, отвечающим за организацию внестационарной работы. Более крупные мероприятия, например Дни информации, литературные вечера организуются при участии всех специалистов центральной районной библиотеки.

Работу библиобуса по обслуживанию населения района организует центральная районная библиотека. Передвижная / мобильная библиотека – это специально оборудованная автомашина, предназначенная для обслуживания читателей, которые по характеру своей трудовой деятельности или условий проживания не могут пользоваться стационарной библиотекой, а также инвалидов. Рекомендуется стоянки библиобуса располагать рядом с магазинами, медицинскими учреждениями, школой. Библиотечную деятельность библиобуса можно совмещать с социально-значимой, например, медицинской, почтовой, социальной.

Маршрут библиобуса определяется на основе изучения пожеланий населения, составляется график его работы, на стоянках выдаются и принимаются книги, газеты, журналы, собираются заявки на литературу.

Маршруты разрабатываются с таким расчетом, чтобы книги обменивались раз в месяц. Дни и часы стоянок устанавливаются в зависимости от количества читателей, в наиболее удобное для людей время. Обслуживание детей согласуется с расписанием занятий ближайших школ.

Маршруты выездов библиобуса и график его работы утверждаются директором ЦБС по согласованию с администрацией поселений. Запись читателей и выдача изданий в библиобусе производиться по правилам, принятым в стационарной библиотеке.

Фонд библиобуса периодически обновляется, включает литературу по всем отраслям знаний с учетом экономического профиля обслуживаемых хозяйств, предприятий.

6. Учет и отчетность внестационарной библиотечной работы

В каждой ЦБС ведется учет следующих показателей внестационарной библиотечной работы:
• количество форм внестационарного обслуживания;
• число читателей в них;
• число посещений (в том числе посещений на дому);
• число книговыдач, в том числе по отраслям знаний.

Запись читателей и выдача им изданий в библиотечных пунктах производится в соответствии с правилами, принятыми в стационарной библиотеке, и с условиями, оговоренными в «Договоре об организации библиотечного пункта» .

В договоре фиксируются обязательства организации, получающей библиотечные книги из стационарной библиотеки, их выдающей. Издания для библиотечного пункта выдаются бесплатно, но организации и учреждения могут отчислять свои денежные средства для пополнения фонда стационарной библиотеки, которая организует
у них библиотечное обслуживание.

Учет работы по обслуживанию читателей библиотечных пунктов (число читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий и т. д.) ведется в дневнике, применяемом в стационарных библиотеках. Сведения включаются в отчет библиотеки, в ведении которой находится библиотечный пункт. Если в библиотечном пункте работает библиотекарь-общественник, на него оформляется доверенность на по-
лучение изданий.

Время работы библиотечного пункта определяется организацией, создающей у себя библиотечный пункт, и стационарной библиотекой, однако он должен работать не менее одного раза в 2 месяца, в установленные дни и часы.

В целях привлечения к чтению отдельных категорий читателей, не имеющих возможности самостоятельно посещать библиотеку (инвалиды, пенсионеры, жители отдаленных мелких населенных пунктов), из числа активистов библиотеки формируется отряд волонтеров.

На каждого читателя, обслуживаемого волонтером на дому, заполняется формуляр. На формулярах отмечается, что эти читатели обслуживаются волонтерами: вводится условное обозначение «В» и указывается фамилия волонтера. Формуляры хранятся на абонементе библиотеки, за разделителями с фамилиями волонтеров.

При посещении читателей волонтер вместе с книгами берет с собой формуляры читателей, оформляет в них выдачу или возврат библиотечных изданий. Читатель расписывается в получении издания.

Семейный формуляр – одна из форм обслуживания читателей, при которой кто-то один из домашних может обслуживать всех членов семьи, т.е. своего рода книгоношество.
(Из опыта работы Губкинской библиотеки семейного чтения (Ямало-Ненецкий автономный округ) // Библиотека. – 2000. - № 7. – С. 41-43.)

Семейный формуляр предназначен для учета читателей – членов одной семьи, учета выданных и возвращенных ими произведений печати, для руководства и анализа чтения.

Семейный формуляр состоит из нескольких частей:
• основной формуляр
• регистрационные карточки читателей
• вкладыш формуляра

При записи (перерегистрации) читатель предъявляет паспорт одного из членов семьи, который впоследствии будет именоваться основным читателем и нести юридическую ответственность за полученные книги и журналы.

Основной взрослый читатель оформляет поручительство на всех членов семьи, которые будут пользоваться библиотекой.

В поручительстве на каждого человека приводится образец его личной подписи, удостоверенной основным читателем.

Номер семейного формуляра соответствует номеру регистрационной карточки основного читателя.

При записи в библиотеку по семейному формуляру заводятся регистрационные карточки на каждого члена семьи, где проставляются самостоятельные номера и дата записи в библиотеку. Регистрационная карточка основного читателя отличается цветом от других регистрационных карточек.

На регистрационных карточках членов семьи основного читателя делается запись: «Семейный формуляр чтения № ____».

Регистрационные карточки читателей-членов семьи включают следующие обязательные сведения о читателе:
• родственные отношения с основным читателем
• фамилия, имя, отчество
• год рождения
• № и серия паспорта
• образование
• место работы и должность (место учебы, класс, группа)

Читательский билет установленного образца выдается основному читателю, остальным выдаются читательские билеты особого образца (без ламинирования).
Каждый читатель, зарегистрированный в формуляре семейного чтения, имеет право обменивать книги для всех членов семьи.

Срок, на который можно получить литературу, определяется Правилами пользования библиотекой ( например, 14 дней). По просьбе читателя этот срок может быть продлен. При этом во вкладыше делается новая запись выдачи книг и, естественно, происходит учет книговыдачи (по ГОСТу 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика).

Основной читатель имеет право записать одновременно всех или нескольких членов семьи при условии предоставления паспорта или документа, заменяющего его, сообщения необходимых сведений и предоставления личного поручительства с образцами подписей членов семьи как при записи в библиотеку, так и в одно из следующих посещений.

Учет по семейному формуляру (наши рекомендации).

Пользователи – по количеству членов семьи, обслуженных в библиотеке.
Посещения – по количеству членов семьи, посетивших библиотеку (по факту прихода).
Книговыдача – по количеству выданной литературы (на основании записей в семейном формуляре).
Примечание. Один формуляр. Поручительство. Один (основной номер) и регистрационные карточки остальных членов семьи с №№ или в левом углу семейного формуляра – все №№ записанных читателей – членов семьи.

Коллективный (бригадный) абонемент — форма организации обслуживания трудового коллектива на основе договора.

На коллектив заполняется один читательский формуляр, состоящий из трех частей. Для его ведения можно использовать тетрадь.

Подобрав литературу по заявке, библиотекарь записывает ее в коллективный формуляр, прикрепляя к каждой книге «Листок учета чтения».

От коллектива выделяется представитель, пользующийся авторитетом. Он осуществляет контакты со стационарной библиотекой, собирает заявки, получает литературу, раздает полученные книги, следит за ходом книгообмена.

Вопрос о введении коллективного абонемента решается на собрании коллектива.
Несложный учет книговыдачи ведут сами читатели на «Листке учета чтения», который заполняют все прочитавшие данное издание — члены коллектива, родственники, друзья, соседи, проставляя дату получения издания и свою фамилию.

Сроки чтения регламентируются внутри читательского коллектива. В среднем издание находится у читателя 8—10 дней. Обмен фонда библиотеки осуществляется один раз в два месяца.

Учет чтения коллектива в библиотеке осуществляется на основании «Листков учета чтения» и отражается в формуляре коллектива или в специальной тетради чтения.

Посещаемость при этом не учитывается. Члены семей, пользующиеся коллективным абонементом, в числе читателей коллектива записаны в библиотеку на общих основаниях.
На обороте их читательского формуляра должна быть запись: «Читает по коллективному абонементу».

На каждый библиотечный пункт, коллективный абонемент, выездной читальный зал заполняется формуляр в двух экземплярах, из которых один остается в библиотеке, а второй хранится в библиотечном пункте, коллективном абонементе, выездном читальном зале.

Сведения об общем числе выданных и возвращенных книг отмечаются в соответствующих графах формуляра и скрепляются подписями библиотекаря, выдавшего книги, и общественника, получившего их. 

Из изданий, выданных в нестационарную точку, вынимаются книжные формуляры, на каждом из них отмечаются дата выдачи, номер точки, заведующий расписывается в получении издания.
Формуляр библиотечного пункта и книжные формуляры являются учетными документами выданных изданий.

Книжные формуляры расставляются в ящике за разделителем с указанием номера и наименования библиотечного пункта по алфавиту авторов. После возвращения изданий в библиотеку книжные формуляры вкладываются в издания. Расписка библиотекаря пункта аннулируется.

Для документации библиотечных пунктов на каждый из них в стационарной библиотеке, в ведении которого он находится, заводится отдельная папка. В папке хранятся договор, доверенность на получение книг, формуляр библиотечного пункта, отчеты и другие документы, связанные с организацией и работой библиотечных пунктов.

Выездные читальные залы обслуживаются библиотекарем читального зала или абонемента.

Учет работы ведется в соответствии с «Положением о выездном читальном зале».
В форме Государственной отчетности 6-НК в графе «Библиотечные пункты» проставляется общее количество всех форм нестационарного обслуживания, использованных объединением библиотек (ЦБС).

Отчетность за работу внестационарных форм обслуживания района, города обеспечивает библиотечный работник сектора внестационарного обслуживания ЦРБ, он разрабатывает форму, в которую входят все перечисленные показатели, и снабжает ею каждый филиал по количеству внестационарных точек. Отчет по указанной схеме составляется сельскими, городскими библиотеками ежеквартально и передается в ЦРБ (ЦГБ). Подписывая отчет за квартал, год, каждый библиотекарь несет ответственность за достоверность показателей.

Источник.
1. ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика»
2. Библиотека и закон: справочник. – Вып. 20. – С. 22 – 37.

СИПЦОВА Людмила Алексеевна, главный библиотекарь 
отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу