вторник, 25 сентября 2012 г.

Профессиональные новинки - в помощь библиотечным специалистам

Уважаемые коллеги!


       ПРЕДЛАГАЕМ ВНИМАНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 
ОБЗОР НОВЫХ КНИГ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ,
 поступивших в фонд отдела координации деятельности 
библиотек области 
Псковской областной универсальной научной библиотеки:

  •    Библиотека и закон: юридический словарь-справочник. – 2011. – № 31 (2). – Либерея – Бибинформ. – 384 с.
  •  Хавкина Л.Б. Книга и Библиотека // Л.Б. Хавкина. – СПБ.: Изд-во РНБ, 2011. – 152 с. (Библиотековедение: изучая прошлое – созидаем  будущее. Вып. 1).
  •  Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. – 2-е, полностью пересмотренное издание. – СПб., 2011. – 183 с.
  •  Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность : сб. публ. – СПб. : Профессия, 2011. – 238 с.  и др.
   Библиотека и закон: юридический словарь-справочник. – 2011. – № 31 (2). – Либерея – Бибинформ. – 384 с.

 В очередном выпуске журнала-справочника представлены нормативные и рекомендательные материалы по целому ряду направлений и проблем библиотечной деятельности.
Первый раздел освящен гражданскому праву. В нем публикуется часть четвертая  Гражданского кодекса РФ, имеющая особое значение для библиотек в связи с проблемами авторского права.  Одна из норм накладывает ограничения на возможности копирования публикуемых произведений и предоставления их пользователям по компьютерным сетям на условиях удаленного доступа.
Спорные моменты, связанные с действием законодательства об авторском праве, комментирует в своей статье «Авторское право и библиотеки в новой цифровой эпохе: введение в проблему» Я.Л. Шрайберг, ген. директор ГПНТБ, профессор, доктор технических наук. Он предлагает логичный и обоснованный в юридическом отношении порядок поведения библиотечного руководителя в новых условиях, а именно: необходимо разрешить библиотечным учреждениям создавать электронные копии книг в полном объеме только с согласия автора или правообладателя; разрешить создавать электронные копии статей из журналов и небольшие (10-15 % от объема) фрагменты научных книг или учебных пособий без согласия правообладателя в личных интересах читателей.
При этом автор ссылается на практику западных библиотек, которые осуществляют полноценное обслуживание пользователей и договариваются с издателями, авторами, иными правообладателями, если им надо создавать электронную копию той или иной книги, защищенной законом об авторском праве, действуя цивилизованными путями: покупкой лицензии, переуступкой прав, оплатой по договору и др.
Во втором разделе печатается Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» и «Положение о государственных наградах Российской Федерации». Этими правовыми актами в разряд государственных наград включено такое почетное звание РФ, как, например,  «Заслуженный работник культуры РФ»,  имеющее отношение к тысячам авторитетных библиотекарей.
В «Положении о государственных наградах Российской Федерации» рассматриваются порядок представления, вручения, хранения государственных наград. Далее приведены статуты и описание различных орденов, медалей, положения о почетных званиях, образцы бланков удостоверений, рисунки знаков орденов.
В третьем разделе «Трудовое право»  публикуется полная выборка, касающаяся  должностей библиотечных работников, из утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития РФ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии». На основе этих характеристик впредь будут производиться прием на работу, перемещение на новые должности, переаттестация всех специалистов сферы культуры.
Четвертым разделом завершается публикация законодательных актов субъектов Российской Федерации по вопросам культуры, например, подборка документов по Смоленской области.

2.      Хавкина Л.Б. Книга и Библиотека // Л.Б. Хавкина. – СПБ.: Изд-во РНБ, 2011. – 152 с. (Библиотековедение: изучая прошлое – созидаем  будущее. Вып. 1).

Российская национальная библиотека в партнерстве с Санкт-Петербургским университетом культуры и искусства приступили к выпуску серии книг «Библиотековедение: изучая прошлое – созидаем будущее».
Издание этой серии позволит сделать доступными читателю книги, которые вышли в свет в конце 19 – первой половине 20 века, но выпали из профессионального оборота по разным, в основном, идеологическим причинам. Авторы этих работ отстаивали свои взгляды на  библиотеку и ее роль в обществе, но  в советское время, все, что шло вразрез с официальной точкой зрения, отбрасывалось. Время кардинально изменилось и теперь идеи, казалось бы, давно забытые, сегодня звучат очень свежо и оригинально.
Серию открывает переиздание труда Л.Б. Хавкиной «Книга и Библиотека» (М., 1918 г.). Любовь Борисовна Хавкина – выдающийся российский теоретик и организатор библиотечного дела. В ее творческом наследии более 400 публикаций, но ее дореволюционные работы практически не издавались. Сочинение «Книга и Библиотека» раскрывает взгляды автора на сущность библиотечной работы и ее миссию в обществе. Во многих главах книги прослеживается «перекличка» с современными проблемами библиотечного дела России, о чем говорят названия глав, например, «Культура как фундамент современной жизни», «Зачем нужны библиотеки», «Библиотека - социальная сила», «Библиотекарь-душа дела».
«Книга и Библиотека» - это разговор о роли профессии и библиотеки в обществе. В ней 13 глав, которые актуальны даже по своим названиям. В начальных главах книги (1-5) мы погружаемся в смутное время первой мировой войны и революционных преобразований. В эти тяжелые времена автора волнуют проблемы авторского права и государственной монополии в издательском деле.
В главе «Зачем нужны библиотеки» Хавкина рассматривает «смысл устройства библиотек общественного пользования» - библиотека «является не только рассадником культуры, но содействует воспитанию нации для демократии». Подробно она останавливается на опыте американских публичных библиотек в этом направлении. А ведь библиотечная Россия решилась обсудить эту тему только в 1997 году на конференции Московского университета культуры «Библиотечное дело и демократия».
В главе «Библиотечная политика» Хавкина впервые вводит в научный оборот это понятие, подробно останавливается на недопустимости давления государственной политики   на библиотечное дело, «что нисколько не снимает обязанности с государства, местных самоуправлений, общества и частных лиц содействовать библиотекам».
В последней главе «Ближайшие задачи библиотечного дела в России» Л.Б. Хавкина намечает первоочередные задачи библиотечных реформ – интенсификацию работы и создание объединений библиотек.  «Наряду с интенсификацией деятельности отдельных библиотек, необходимо объединение мелких ячеек в более крупные, образование библиотечных сетей, кооперация библиотек между собою и согласованная их деятельность с другими просветительными  учреждениями и организациями».
Согласитесь, что звучит куда, как более современно.

3.      Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. – 2-е, полностью пересмотренное издание. – СПб., 2011. – 183 с.

Первое издание Руководства было переведено и издано на русском языке в 2002 г. Руководство, подготовленное Секцией публичных библиотек ИФЛА, получило большое распространение в библиотеках России.
С тех пор произошли большие изменения и в стране, и в библиотечной отрасли. С одной стороны в президентском послании Федеральному собранию 2007 г. специально выдвигается задача «… на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело». В тоже время в этот период продолжает сокращаться сеть библиотек, прежде всего общедоступных, муниципальных. Нехватка финансирования отразилась на состоянии фондов общедоступных библиотек. Муниципальные библиотеки, тем не менее, расширяют использование в общедоступных библиотеках ИКТ, подключаются к Интернету, хотя и медленно. В этих условиях возрастает необходимость освоения механизмов саморегулирования.
Данное «Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек» является основополагающим документом международного профессионального сообщества для организации работы публичных библиотек. В нем содержится перечень основных рекомендаций и принципов, которым должна отвечать современная библиотека.
В целом структура Руководства сохранена, но в каждой главе сделана попытка отразить те изменения, которые проявились в том или ином направлении. Теоретические материалы сопровождаются интересными примерами из практической деятельности, в т.ч. из опыта российских библиотек,  и ссылками  на нормативно-регламентирующие документы.
Другое принципиальное нововведение состоит в том, что термин «пользователь» (user) поменялся на непривычный для нас термин «клиент» (customer). Новый термин «клиент» введен составителями «Руководства…» 2010 года для оптимизации учета всех потенциальных пользователей библиотеки, с целью расширения сферы ее ответственности. Понятие «клиент» подразумевает частное лицо, которое может сделать выбор, пользоваться ему предоставленным библиотечным обслуживанием или нет. Оно вбирает в себя как реальных, так и потенциальных читателей, включая также все не выявленные группы пользователей.  
Некоторые дополнения коснулись специальных групп «клиентов». Так, например, расширилась дифференциация по возрасту: группа детей до трех лет, включая младенцев и малышей. (Гл. 3 «Удовлетворение потребностей клиентов»).
В настоящем «Руководстве» глава 6 «Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки разделена на 2 – «Менеджмент публичной библиотеки» (6 гл.) и «Маркетинг публичной библиотеки» (7 гл.). Этот факт говорит о новом всплеске внимания к данному аспекту библиотечного обслуживания. В 7-ой главе Руководства говорится: «Маркетинг – это нечто гораздо больше, чем реклама, продажи, убеждения или промоушен. Маркетинг – это систематический подход, который опирается на проектирование услуг или продуктов с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов и их желаний с целью их удовлетворения».
Значительная часть изменений и дополнений по всему тексту отражает необходимость применения в работе библиотек новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).  В первую очередь это касается использования электронных ресурсов и обслуживания пользователей / клиентов. Изменения коснулись и на употребляемых терминах. Так, например, «книги», «книжный фонд» были заменены на «материалы». Добавляются фрагменты об электронных ресурсах, цифровых коллекциях и т.д. Меняются в тексте и названия применяемого в библиотеках технического оборудования (вместо видеоплееров, магнитофонов появляются ДВД-драйверы, сканеры, веб-камеры и т.д.)
Дополнения коснулись и технологий строительства библиотечных зданий. Принципиально новым, и не только для российской практики, является рассмотрение строительства и работы «зеленой» библиотеки, библиотеки дружественной окружающей среде (гл. 6).
Примеры из библиотечной деятельности разных стран дополнены ссылками на интернет-ресурсы, а в  конце каждой главы дается библиография по теме.
Данное Руководство рекомендуется, прежде всего, для использования организации работы в муниципальных (общедоступных) библиотеках.

4.      Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность : сб. публ. – СПб. : Профессия, 2011. – 238 с.

В сборнике подробно описываются возможности применения Веб 2.0  в  библиотеке  и связывается все это с развитием информационной грамотности.
Стало привычным говорить, что мы «утонули» в информации, что все, что нужно, можно найти в Интернете, что библиотека больше не является главной точкой доступа к информации. Появилось новое поколение читателей-пользователей, которое так и называется «поколение Интернета», «веб-поколение», в основном – это люди в возрасте от 12 до 26 лет. Вопрос: «До какой степени мы, т.е. библиотеки, должны двигаться навстречу пользователям»? Каким нужно быть, чтобы называться 2.0? Речь идет об онлайновых приложениях и технических средствах, которые позволяют людям взаимодействовать, создавать и обмениваться информацией, используя Интернет, как платформу.
Существуют системы контента (содержания), созданные при широком участии общественности, такие как блоги и вики; средства коммуникации (веб-сайты социальных сетей, таких как Facebook); тегирование, мэшапы (комбинации двух сервисов) и RRS - каналы, которые действуют как клей, соединяющий вместе все сервисы.  Потенциал этих средств предлагает нам целый набор способов выхода на наших пользователей и средства, с помощью которых мы можем их обучать, чтобы мы могли «дотянуться» до наших пользователей привлекательным для них способом. Библиотекари должны учиться использовать эти инструменты там, где они способны повысить качество библиотечных услуг.


      Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой : учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. – СПб. : Профессия, 2011. – 384 с.

    В предлагаемом пособии, автором которого является один из ведущих специалистов России в области библиотечной педагогики, рассматриваются различные аспекты педагогической деятельности библиотекарей, работающих с детьми.
   В первой главе дан общий взгляд на библиотечную педагогику, ее сущность и специфику в контексте нашего времени, обосновано воспитательное значение руководства чтением художественной литературы.
Вторая глава раскрывает психологические основы педагогической деятельности библиотекаря. Особое внимание уделяется психологии восприятия как процессу сотворчества писателя и читателя.
В третьей главе освещаются основные воспитательные ресурсы педагогической деятельности библиотекаря, а именно: классическая литература, рекомендательная библиография и диалоговые формы педагогики чтения. Большое значение придается выставочной деятельности и организации библиотечного пространства в детских библиотеках,  на стр. 211- 221 автор приводит примеры разнообразных  выставок для юных читателей.
Вызывают интерес размышления автора о том, «почему нынешние школьники, особенно подростки, на дух не переносят классики?». На этот счет существует несколько мнений – одни считают, что классическая литература устарела по тематике и сюжетам, вторые указывают на трудность ее восприятия, а третьи видят преграду в существующей системе преподавания литературы в школе.
Среди диалоговых форм библиотечной педагогики автор отмечает: беседу при записи подростка в библиотеку, беседу о прочитанном, беседу в ходе громкого чтения. Обсуждения и диспуты – это устные,  интерактивные методы, в ходе которых происходит интерпретация прочитанной книги. Также библиотечную педагогику трудно представить без использования игры.
На стр. 303-304 автор приводит методику игры в форме буклета, разработанную Н.К. Сафроновой, далее – настольные игры как разновидность библиографических игр: библиографические викторины, лото, домино, кроссворды, игры – путешествия («бродилки»)  и т.д.
Ко всем главам даны списки литературы, контрольные вопросы, в приложениях сценарии, методические указания, викторины сказок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2017

Поиск по этому блогу