понедельник, 28 августа 2017 г.

ИТОГИ месячника контроля учета и отчетности в муниципальных библиотеках Псковской области июнь-июль 2017 года

В целях совершенствования механизма управленческого учета в июне-июле 2017 года в муниципальных библиотеках области прошел месячник контроля учета и отчетности.
В рамках подготовки к проведению месячника отделом координации деятельности библиотек области ПОУНБ были разработаны методические рекомендации «Месячник контроля учета и отчетности в муниципальных библиотеках», в которых определялся порядок организации и проведения месячника.
Для организации месячника в муниципальных библиотеках был издан приказ о его проведении, План проведения месячника контроля учета и отчетности, график проверки сельских библиотек, назначены ответственные.  
 
 В соответствии с данными рекомендациями в центральных районных библиотеках была организована производственная учеба сотрудников ЦРБ, состоялись обучающие семинары для сельских библиотекарей.
Так, например, в Дновской ЦРБ был проведен семинар для сельских библиотекарей «Учет как основа современной статистики»;
в Локнянской и Новоржевской ЦРБ – «Учет и отчетность в библиотеке»;
в Палкинской – семинар-практикум «Учет и отчетность в библиотеке»;
в Новосокольнической – «Планирование и отчетность: современные тенденции и методика»;
в Пушкиногорской – «Планирование и отчетность библиотечной работы»;
в Пыталовской – урок-семинар «Исправление ошибок при составлении актов на списание литературы;
в Пустошкинской – «Учет как основа выполнения муниципального задания».
Производственная учеба библиотечных специалистов по изучению ГОСТов, Инструкции «Порядок учета статистических показателей работы в муниципальных библиотеках Псковской области», нормативной документации по учету прошла в Великолукской, Гдовской, Красногородской, Локнянской, Опочецкой, Островской, Палкинской, Печорской, Плюсской, Псковской, Порховской, Пустошкинской, Себежской, Струго-Красненской, Усвятской центральных районных библиотеках; ЦГБ гг. Пскова и Великие Луки.
Библиотечных специалистов познакомили с ГОСТами системы «СИБИД»:
·         7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»,
·         7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»,
·         7.0 -99 «Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения в библиотеках»,
·         7.51 – 98 «Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в изданиях. Состав, структура данных и издательское оформление»,
·         7.82 – 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
На занятиях были даны рекомендации по составлению отчетов (квартальных, годовых), листов учета справок, формированию СБА, заполнению паспортов массовых мероприятий, книжных выставок (Гдовская ЦРБ);
проводились практические занятия по формам библиотечного учета: запись читателей, учет выставочной и массовой работы, учет и проверка книжного фонда (Новоржевская, Новосокольническая, Себежская ЦРБ);
разработаны методическое письмо, справочное пособие по применению ГОСТа 7.0.20-2014 и унифицированная форма статистического учета (Островская ЦРБ);
памятка по учету в компьютерных библиотеках (Печорская ЦРБ);
подготовлен пакет документов для сельских библиотекарей по теме «Библиотечная статистика» (Плюсская, Себежская ЦРБ, ЦГБ г. Пскова);
разработана инструкция «Порядок учета статистических показателей работы муниципальных библиотек Пушкиногорского района.
В Дновской ЦРБ прошел Круглый стол, где были рассмотрены вопросы организации учета посетителей массовых мероприятий, выдачи литературы с выставок, учета и проверки книжного фонда.
По завершении обучающих мероприятий, на основании приказов руководителей муниципальных библиотек были организованы проверки учета и отчетности структурных подразделений центральных районных библиотек и сельских библиотек-филиалов, а также проверка данных первичной статистики: дневников учета, паспортов массовых мероприятий, формуляров читателей, формы учета справок.
Для этого в центральных библиотеках были сформированы группы / комиссии, в состав которых включались ведущие специалисты центральных районных библиотек. По результатам проверок оформлялись справки, все замечания и предложения по учету заносились в Тетрадь предложений, имеющуюся в каждой библиотеке.
            В течение месячника были проверены структурные подразделения центральных районных библиотек, состоялись выезды в сельские библиотеки - филиалы.

Например, в Великолукском районе проверено 10 библиотек, в Гдовском – 12, в Дедовичском – 4 библиотеки, в Дновском – 3 библиотеки, в Куньинском – 4 библиотеки, в Невельском – 3 библиотеки, в Новоржевском – 7 библиотек, в Островском – 11, в Палкинском – 7 библиотек, в Порховском – 9 библиотек, в Пыталовском – 5 библиотек, в Себежском – 4 библиотеки, в Струго-Красненском – 10 библиотек, в г. Великие Луки – 6 библиотек.
                                    
            Не состоялись выезды в Бежаницком, Печорском, Пустошкинском районах и в ряде других районов из-за отсутствия финансирования.
            Наряду с контролем достоверности учета и отчетности фиксировалось выполнение плановых показателей работы (количество обслуженных пользователей, книговыдачи, посещений) – Красногородская, Невельская, ЦРБ Псковского района;
проверялась правильность расстановки фонда (Порховская ЦРБ).

            В результате проверок было установлено следующее:

Работа планируется, ведется учет и отчетность в соответствии с ГОСТами и Инструкцией «Порядок учета статистических показателей работы в муниципальных библиотеках Псковской области».
  • На каждого читателя заведены читательские формуляры, заключены договоры с читателями.
  • Дневники работы ведутся отдельно по группам читателей: взрослые, дети, юношество и заполняются ежедневно.
  • Первая и вторая часть дневников, в которых фиксируются перерегистрированные и вновь записавшиеся читатели, книговыдача, посещения соответствуют записям в читательских формулярах.
  • В третьей части Дневника учитывается массовая работа, на каждое проведенное мероприятие заполняется паспорт (дата и место проведения, форма и название мероприятия, ответственный и количество присутствующих).
  • На пункты внестационарного обслуживания имеются договоры, доверенности, тетради учета читателей и книговыдачи, дневники, отчеты.
  • Учет справок ведется в отдельных тетрадях по установленной форме.
  • Своевременно оформляются акты на списанную литературу и тетради учета книг взамен утерянных.

Наиболее типичные замечания по учету и отчетности, характерные для большинства сельских библиотек:
·         Нарушения в ведении документации по учету работы библиотечных пунктов и передвижек (Великолукский, Гдовский, Невельский, Куньинский, Локнянский, Псковский районы).
·         Не учитывается книговыдача с выставок, посещения массовых мероприятий, не заполняются паспорта на массовые мероприятия (Великолукский, Гдовский, Красногородский, Локнянский, Плюсский, Пустошкинский, Себежский районы, г. Великие Луки).
·         Не заполняются книжные формуляры и листки возврата литературы (Псковский район).
·         Книжный фонд расставлен не в соответствии с таблицами ББК (Локнянский, Порховский районы).
           
Результаты проведения месячника контроля учета и отчетности подводились на методических Советах, занятиях школ непрерывного образования, библиотечных секциях школы непрерывного образования культработников.

По итогам обсуждения в районах области запланированы следующие мероприятия:
·         Проведение повторных выездов с проверками (Бежаницкий, Дедовичский, Локнянский, Псковский районы, г. Великие Луки).
·         Организация аналитических семинаров по результатам проверок и выработанным рекомендациям (Великолукский, Новосокольнический, Опочецкий, Палкинский, Плюсский, Пушкиногорский районы).
·         Доведение до всех сельских библиотек информации о проведении месячника контроля учета и отчетности (Куньинский, Островский, Пушкиногорский, Себежский районы).

В Гдовском районе по итогам месячника были премированы библиотекари Ветвеницкой, Добручинской, Плесновской, Яммской сельских библиотек.

Вопросы контроля учета и отчетности всегда были в поле зрения руководителей библиотек, т.к. правильно организованный учет работы позволяет более четко и грамотно планировать и координировать работу библиотек.
            Одновременно месячник контроля учета и отчетности выявил ошибки и недочеты в организации учета как единичные, так и общие для всех муниципальных библиотек. Обозначились вопросы, требующие изучения и выработки методических рекомендаций по единообразию учетных документов. Кроме того, необходимо периодически повторять изучение ГОСТов, правил, инструкций по учету.
           
            Представляется необходимым месячники контроля учета и отчетности проводить ежегодно.
           

             

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КНИЖНАЯ ПОЛКА: НАШИ ИЗДАНИЯ 2011-2018

Поиск по этому блогу